16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-3-0-3

Фреймовый анализ как метод построения медиакартины города

Статья написана в русле когнитивной лингвистики, анализа дискурса и теории фрейма. Фрейм рассматривается как глубинная концептуальная структура, в которой содержится информация об окружающем мире. Передача этой информации происходит посредством языка с помощью отдельных слов, предложений, целых текстов. Данный процесс называют активизацией фрейма. Разъясняется соотношение близких понятий «фрейм» и «концепт». В ходе лингвистического анализа медиатекстов делается попытка представить типологию из шести содержательных макрофреймов, составляющих медиакартину отдельного города. Полученную классификацию можно назвать тематической. Материал исследования обусловлен интересом к позиционированию города именно в федеральных СМИ, так как результаты позволяют представить общий образ города у широкой аудитории. В ходе работы нами был составлен корпус специального назначения, в который вошли 9500 отобранных новостных текстов за последние двадцать лет, что помогло получить достаточно устойчивую медиакартину. На основе рассмотренных медиатекстов заключается, что позиционирование города представляет собой акцентированную идеологическую коммуникацию, реализующую скрытое и несильное речевое воздействие, в которой имеет место такой способ лингвистического конструирования действительности как фрейминг. Фреймирование социальных проблем осуществляется с помощью широкого спектра лингвистических средств: лексемы с положительной и отрицательной коннотацией, устойчивые выражения, метафоры, эпитеты, синтаксические конструкции, образные средства и стилистические приемы разных языковых уровней. В ходе анализа полученных фреймов раскрывается сущность проблемы, устанавливаются причины, дается оценка и предлагаются возможные пути решения. В результате фреймирования социальных проблем города конструируются определенные системы значений и образы, которые описываются в работе. Помимо актуальности в лингвистике, фреймовый анализ городской среды представляется перспективным направлением совершенствования журналистики как социального института.

Количество просмотров: 128 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 215
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: