Аббревиация как лингвокреативная деятельность
Аббревиация выступает как языковой феномен, наиболее четко отражающий тенденции развития современного языка и процессов коммуникации в плане их оптимизации за счет поиска наиболее емких и одновременно экономичных лингвистических средств. Актуальность изучения процессов аббревиации обусловлена также спецификой языка Интернет, где находят реализацию сокращенные единицы различных типов, маркирующие появление новой языковой среды.
Целью исследования является изучение процессов аббревиации с точки зрения лингвокреативности, понимаемой как творческое преобразование языковых единиц в широком смысле, включающее внутренние и внешние мотивационные факторы, отражающие различные трансформации в сознании индивида и социума, в лингвокультурной и профессиональной среде, в образном восприятии мира. Применяемое к анализу процессов аббревиации понятие лингвокреативности включает творческую преобразовательную деятельность, направленную на решение коммуникативно-прагматических и эстетико-стилистических задач в различных областях человеческой деятельности. Аббревиация рассматривается в терминах комплексного подхода, включающего структурно-семантический, лингвосемиотический, лексикографический методы анализа, с учетом социокультурного, функционально-когнитивного, концептуального, дискурсивного аспектов исследования.
Лингвокреативное освещение процессов аббревиации позволяет заключить, что аббревиация может рассматриваться не только как результат действия механизмов компрессии в области формы и содержания, но и как творческое преобразование языковой единицы, тесно взаимодействующее с эвристическим характером данного процесса, отвечающим требованиям новой реальности существования языка на функциональном и системном уровнях, находящим репрезентацию в дискурсе.
Вишнякова Е.А. Аббревиация как лингвокреативная деятельность // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т.5, N2. C. 11-22. DOI: 10.18413/2313-8912-2019-5-2-0-2
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Александрова О. В. Изменения в языковой системе в условиях экономической и социокультурной глобализации //Язык, литература и культура как грани межкультурного общения. Второй Международный научный семинар, 24 апреля – 30 апреля 2016 года. Чешская Республика, Австрия. Сборник статей и научных сообщений. Пльзень: University of West Bohemia in Pilsen, 2016. С. 26-33.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
Бабина Л. В. Лингвокреативность как проявление ориентирующей функции языка (на примере словообразования)//Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: мат-лы Всерос. науч. конф. 28 мая 2010 г. Тамбов, Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С.160-164.
Болдырев Н. Н. Роль когнитивного контекста в интерпретации мира и знаний о мире//Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2014. Вып. 88. С. 118-122.
Вишнякова Е. А. Особенности реализации аббревиатур в англоязычном лексикографическом дискурсе//Сборник статей и научных сообщенийТретьего Международного научного семинара «Язык, литература и культура как грани межкультурного общения».Чехия, Австрия, Германия, 4-11 июня 2017 года. Пльзень: University of West Bohemia in Pilsen, 2017.С. 94-114.
Вишнякова Е. А., Вишнякова О. Д. К вопросу о реализации семиотического потенциала аббревиатур//Материалы VII Международной научно-практической конференции «Учитель, ученик, учебник». /Отв. ред. О. Д. Вишнякова.Т. 1. М.: КДУ, 2014. С. 137-147.
Вишнякова О. Д. Функциональные особенности языкового знака в языке и речи (на материале современного английского языка). Дисс. … докт. филол. наук. М., 2003.
Вишнякова О. Д. Язык как инструмент смысловой интерпретации (на материале современного английского языка)//Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Издательство Московского университета, 2018. № 1. С. 17-27.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1985. Т.2. С. 3-361.
Голованова Е. Н., Панкратова Е. Н. Лингвокреативность как свойство языкового сознания личности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20288 (дата обращения 1.03.2019).
Гунина Н. А. Языковая игра как средство самопрезентации и идентификации языковой личности в виртуальном дискурсе// Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: мат-лы Всерос. науч. конф. 28 мая 2010 г. Тамбов, Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 212-216.
Демьянков В. З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики // Когнитивные аспекты лексикографии //Вопросы филологии. 1999. № 2. С. 5-13.
Дюжикова Е. А. Аббревиация в современном английском языке (когнитивно-дискурсивные аспекты). Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. 320 с.
Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
Иванова М. А. Аббревиатуры в структуре профессиональной англоязычной личности бизнесмена. Дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2015. 177 с.
Ирисханова О. К. Лингвокреативные основания теории номинализации. Дис. ... докт. филол. наук. М., 2004. 332 с.
Ирисханова О. К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена. М.: Изд-во ВТИИ, 2004, 352 с.
Ирисханова О. К. О понятии креативности и его роли в языке лингвистических описаний. Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке: сб. науч. тр. М., Ин-т языкознания РАН; Тамбов. Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 158-171.
Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
Кубрякова Е. С. Предисловие. Несколько слов об этой книге//Дюжикова Е.А. Аббревиация в современном английском языке (когнитивно-дискурсивные аспекты). Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. С. 5-6.
Кубрякова Е. С. Теория номинации и словообразование. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 88 с.
Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. М.: МГУ, 1997. 245 с.
Куманицина Е. И. Лингвокреативный аспект англоязычной массовой коммуникации: Языковая игра в британских и североамериканских масс-медиа. Дисс. … канд. филол. наук. Волгоград, 2006. 220 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. URL:http://bookap.info/genpsy/leontev_psihologiya_smysla/(дата обращения 11.02.2019).
Мартине А. Основы общей лингвистики. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 226 с.
Прохорова О. Н., Чекулай И. В. Проблема оценочных характеристик аффиксов (на материале современного английского языка) // Сборник статей и научных сообщений Третьего Международного научного семинара "Язык, литература и культура как грани межкультурного общения". Чехия, Австрия, Германия, 4-11 июня 2017 года, Пльзень: University of West Bohemia in Pilsen, 2017. С. 132-138.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2004. 352 с.
Цветкова Т. К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку//Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 68- 81.
Ямчинская Т. И. Лингвокреативность интерлингвальных включений в художественный текст//Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2014. С. 22-27. URL: http://research-result.ru/media/linguistics/selection_4.pdf (дата обращения 1.03.2019).
Bahram Moghaddas, Dekhnich O.V. The Philosophy of Structuralism in Language and Linguistics//Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2015. Т. 1. № 4 (6) С. 22-27. URL: http://rrlinguistics.ru/journal/article/583/ (дата обращения 4.03.2019).
Borowski E. J., Borwein J. M. Collins Dictionary of Mathematics. HarperCollins Publishers, 1989. 659 p.
Black’s student medical dictionary/ ed. by H. Marcovitch. London: A. & C. Black, 2007. 814 р.
Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge University press, 2001. 272 р.
Jary, D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. HarperCollins Publishers, 1991. 750 p.
Knowledge and Linguistic Creativity Interaction in the Media Discourse /Vishnyakova O., Dobroradnykh T., Aleksandrova V., Klimanova M.// International Journal of English Linguistics. 2019. Vol. 9, No. 2. Р. 65-75. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ijel/article/view/0/38556 (дата обращения 5.03.2019).
Nilsen, D. Acronyms, Initialisms, and Abbreviations Dictionary: A Guide to Alphabetic Designations, Contractions, Acronyms, Initialisms, Abbreviations, and Similar Condensed Appellations ed. by Ellen T. Crowley (review) // Rocky Mountain Review of Language and Literature. 1981. Volume 35. Number 2. URL: http://muse.jhu.edu/article/460376 (дата обращения 14.01.2019).
Rosenberg, Jerry M. McGraw-Hill Dictionary of Business Acronyms, Initials, and Abbreviations. New York, etc: McGraw-Hill, Inc., 1992. 352 р.
Surbhi, S. Difference Between Information and Knowledge. 2016. URL: http://keydifferences.com/difference-between-information-and-knowledge.html (дата обращения 14.01.2019).