Вторая реплика в диалоге: ключевые алгоритмы текстовой динамики
Цель статьи – выявить и описать ключевые алгоритмы текстовой динамики в диалоге. Актуальность работы определяется ее включенностью в проблемное поле диалогической лингвистики, одним из нерешенных вопросов которой является вопрос о создании ответной (второй) реплики в диалоге. Новизна исследования заключается в представлении генезиса второй реплики как проявления алгоритмической природы языка – алгоритма перекодировки как прогностического интерпретационного процесса, предвосхищающего восприятие образа языковой единицы адресатом. Исследование выполнено в русле диалогической модели языка как версии имманентноцентрической теории языка. Оно основывается на гипотезе, согласно которой язык устроен так, а не иначе, для того чтобы обслуживать ситуацию диалога. Появление ответной реплики в диалоге описывается как реализация текстовых алгоритмов перекодировки. Исследование выполнено на материале сетевого диалога, представленного новостной статьей и комментариями к ней в количестве 258 единиц. В статье выделены и описаны аналитические и синтетические алгоритмы текстовой динамики. Аналитические алгоритмы дифференцируются в зависимости от формы инициальной реплики, которая может быть монологической или полилогической. Выделены и описаны два аналитических алгоритма: дивергенция и нейтрализация. Синтетические алгоритмы текстовой динамики представлены двумя разновидностями – цитированием и пересказом. Делается вывод о том, что образ адресата включен в алгоритм перекодировки. Аналитические алгоритмы текстовой динамики включают конситуативный образ адресата, а синтетические алгоритмы – внеситуативный образ адресата. Полученные результаты уточняют представления о формах актуализации диалогического высказывания и специфике его генезиса.
Шпильная Н. Н., Сологуб О. П., Маннапова С. А. Вторая реплика в диалоге: ключевые алгоритмы текстовой динамики // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2022. Т. 8. № 4. C. 57-71. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-4-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Арутюнова Н. Д. Диалогическая цитация (К проблеме чужой речи) // Вопросы языкознания. 1986. № 1. С. 50-64.
Арутюнова Н. Д. Феномен второй реплики, или о пользе спора // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1990. С. 175-189.
Баранов А. Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 84-99.
Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 1997. 752 с.
Брагина Н. Г., Шаронов И. А. «Педагогическая» агрессия в русской бытовой коммуникации // Russian Journal of Linguistics. 2019. Том 23. № 4. С. 975-993.
Герасимова О. И. Прагматическая детерминированность ответных реплик высказывания // Языковое общение и его единицы. Калинин: Изд-во Калинин. ун-та, 1986. С. 44-49.
Глекнер Х. К вопросу внутреннего и внешнего «скрепления» диалогических реплик // Диалогическая речь – основы и процесс. I Международный симпозиум Иена (ГДР) 8-10 июня 1978 г. Доклады и выступления. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1980. С. 80-87.
Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике / Пер. с англ. В. В. Туровского. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 217-238.
Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. С. 26-38.
Михайлов Л. М. Диалогическое единство как коммуникативная единица (на материале немецкого языка) // Всесоюзная научная конференция «Коммуникативные единицы языка». Тезисы докладов (12 – 13 декабря) / Отв. ред. Г. В. Колшанский. М.: Московский ордена Дружбы народов государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, 1984. С. 79-81.
Падучева Е. В. Прагматические аспекты связности диалога // Известия АН СССР. Сер. лит. и языка. М.: Наука, 1982. Тот 41. № 4. С. 305-313.
Ученые записки Тартусского государственного университета. Выпуск 641. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. Труды по знаковым системам XVII / отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту: Тартусский государственный университет, 1984. 160 с.
Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов / Пер. с англ. А. А. Кибрика. М.: Прогресс, 1986. Вып. XVII. С. 363-373.
Щерба Л. В. Восточнолужицкое нарѣчiе. Томъ I. Петроградъ: типография А. Э. Коллинеъ, 1915. 194 с.
Якубинский Л. П. О диалогической речи // Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17-58.
Chomsky N. Syntactiс structures. 2nd Edition. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2002. 117 p.
Dijk van T. A. Dialogue and cognition // Cognitive Constraints on Communication: Representations and Processes / L. Vaina and J. Hintikka (Eds.). Dordrecht: D. Reidel Publishing Company. 1984. Vol. 18. P. 1-17.
Kolmogorova A., Kalinin A., Malikova A. Emotions and monoamines: new approach to the emotional text classification in sentiment analysis // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Т. 1358 AIST. P. 375-384.
Levinson S., Torreira F. Timing in turn-taking and its implications for processing models of language // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. P. 1-17. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00731/full (Accessed 4 December 2022).
Linell P. The Written language bias of linguistics: its nature, origins and transformations. London: Routledge, 2005. 245 p.
Sacks H., Schegloff E. A., Jefferson G. A simplest systematics for the organization of turn-taking for conversation // Language. 1974. Vol. 50. P. 696-735.
Spencer-Oatey H. Face, (im)politeness and rapport // Culturally Speaking: Culture, Communication and Politeness Theory / Ed. by H. Spencer-Oatey. 2nd Edition. London, New York: Continuum International Publishing Group, 2008. P. 12–47.
Verschueren J. Understanding pragmatics. London: Edward Arnold / New York: Oxford University Press, 1999. 295 p.
Wang Yuan, Yang Yiyi. Dialogic communication on social media: How organizations use Twitter to build dialogic relationships with their publics // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 104. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0747563219303954 (Accessed 17 January 2022).
Работа подготовлена за счет средств гранта Президента для молодых ученых – докторов наук МД – 3824.2021.2.