Urban – media – verbal: теоретическая модель вербального имиджа города в социальных медиа
В статье решается проблема создания теоретической модели имиджа города в социальных медиа. Новизна решения обусловлена попыткой соотнести в предлагаемой модели смежные понятия имиджа, образа и бренда в динамике развития репутации города, а также предлагаемой матрицей источников формирования имиджа города в социальных медиа. Для решения задачи привлекались методы анализа, моделирования, сравнения, датамайнинг. В результате анализа нескольких десятков российских и зарубежных работ по имиджу территории предложена абстрактная модель имиджа города, включающая соотношение понятий имидж, образ, бренд и репутация, расположенных на пересечении эмотивной и хронологической осей координат. Согласно предложенной модели, образ является самым широким из рассматриваемых понятий, которое включает в себя имидж, а последний, в свою очередь, включает один или несколько брендов и в динамике формирует репутацию территории. Для социальных медиа как одного из важнейших и современных каналов формирования имиджа города разработана матрица источников, включающая коммуникационный, новостной/развлекательный и потребительский типы официальных и неофициальных социальных медиа. Функционирование предложенной модели практически апробируется через созданное авторским коллективом веб-приложение сбора текстов социальных медиа об имидже города Архангельска на основе списка слов-триггеров из составленного согласно авторской матрице списка источников. Примеры сообщений и комментариев из официальных и неофициальных источников, опубликованных в социальной сети ВКонтакте в 2023 г., позволяют проследить механизмы всех трех этапов формирования имиджа города: идентификацию (вычленение параметра имиджа города, о котором идет речь в сообщении), коммуникацию (сообщение определенной информации по данному параметру) и рефлексию (степень согласия читателей с предлагаемым состоянием данного компонента имиджа). Предложенная теоретическая модель и ее практическая реализация на основе автоматического сбора текстов из источников из социальных медиа может применяться в междисциплинарных исследованиях имиджа территории и смежных понятий. Применение модели возможно в практической деятельности по созданию и корректировке имиджа в официальных и неофициальных источниках, а также в дальнейших теоретических исследованиях различных аспектов имиджа.
Иллюстрации
Казяба В. В., Щипицина Л. Ю. Urban – media – verbal: теоретическая модель вербального имиджа города в социальных медиа // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Т. 9. № 4. C. 4-30. DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-4-0-1
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абышева Ю. Ю. Проблема формирования имиджа города. Н. Новгород: Символ, 2005. 173 с.
Асмус Н. Г. Медийная репрезентация социальных проблем городов-побратимов / Асмус Н. Г., Журкова М. С., Ковальчук Л. П. [и др.]. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. 237 с.
Бурлина Е. Я. Город плюс имидж: Теория, социокультурная практика, региональные проекты / Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А., Голубинов Я. А., Дёмина А. И. Самара: Книга, 2010. 162 с.
Визгалов Д. Маркетинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. 110 с.
Голомидова М. В. Использование технологии нейминга при создании официальных городских топонимов: анализ возможностей // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 162–178. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.3.037
Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19). С. 29–45.
Гуров С. А., Корцыгина В. А. Восприятие, образ, имидж, стереотип и бренд территории: сопоставление категорий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2016. № 2. С. 3–22.
Данилова А. В. Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий: дис. … канд. архитектуры. Нижний Новгород, 2022. 232 с.
Дементьева К. В., Барсукова Ю. А. Формирование имиджа территории средствами массовой информации (на примере города Коломны) // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 93–95.
Дмитревская Н. Ф. Образ города как социальный феномен. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 192 с.
Ерофеева И. В., Мельник Г. С., Зайкина Н. М. Медиаобраз Республики Крым: модель мира российского студента // Регионология. 2020. Т. 28, № 3. С. 516–542. https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.516-542
Жихарева Н. А., Яковлева Е. П. Стереотипы как средства влияния на массовое сознание в политическом дискурсе // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т. 7, № 2. C. 31–40. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-4
Зайцева Л. А., Мещерякова Д. А. Имидж территории: основные подходы к исследованию // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2019. № 18–2 (45). С. 13–18.
Каменева В. А., Рабкина Н. В., Морозова И. С., Долганов Д. Н. Коммуникативная стратегия одобрения (когнитивно-дискурсивный подход) // Политическая лингвистика. 2022. № 1 (91). С. 27–35. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2022_01_03
Катынская М. В. Лингвистическое моделирование имиджа. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2012. 168 с.
Квят А. Г. Новые коммуникативные практики в российских городах // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26–27 апреля 2013 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 351–360.
Кирюнин А. Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 144 с.
Кондратьева О. Н. Кузбасс: комплексное когнитивно-дискурсивное моделирование образа региона / Кондратьева О. Н., Валько О. В., Герасимчук Д. М. [и др.]. Москва: Издательство "Перо", 2020. 308 с.
Красильникова Н. А. «Заложники русского медведя»: метафорическое представление современной России в британских и американских СМИ // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 1 (10). С. 42–49.
Кузнецова Е. А. Топонимический имидж города как фактор развития регионального туризма // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2. № 4 (112). С. 96–101.
Куница М. Н. Туристский образ крупного города: особенности и роль в региональном менеджменте туризма // Региональные исследования. 2017. № 1 (55). С. 110–118.
Ма В. Визуальная репрезентация имиджа города в социальных медиа (на примере SINA MICROBLOG "Опубликовано в Чэнду") // Медиасреда. 2022. № 1. С. 23–26. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10104
Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации / науч. ред. Е. Н. Ильина. Вологда: Вологодский государственный университет, 2022. 329 с.
Мельник Н. В., Герасимчук Д. М. Стратегии формирования имиджа региона (контент-анализ официальной страницы С. Е. Цивилева в социальной сети ВКонтакте» // Филология и человек. 2020. № 3. С. 45–59. https://doi.org/10.14258/filichel(2020)3-04
Мельникова С. В., Поршнева О. С. Образ города и его функционирование в культурно-историческом контексте: к постановке проблемы (на примере Екатеринбурга) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2016. Т. 11, № 4 (158). С. 166–172.
Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территорий // Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 2 (30). С. 21–24.
Мингалеев Р. Н. Конструирование имиджа региона российскими СМИ (на примере Республики Татарстан): дис. … канд. социол. наук. Казань, 2004. 21 с.
Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. 2018. Т. 14. № 4. С. 404–413. https://doi.org/10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429
Новикова А. М. Фреймовый анализ как метод построения медиакартины города // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т. 7, № 3. C. 28–39. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2021-7-3-0-3
Орлова Е. А. Коммуникационные проблемы и перспективы развития имиджа территории (на примере Одинцовского городского округа) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. № 9 (1). С. 40–53. https://doi.org/10.18413/2408-9346-2023-9-1-0-4
Осипова Е. Э., Ширихина Е. Ю. Исследование туристского потенциала Архангельской области и его оценка для социально-экономического развития региона: монография. Архангельск: Артемьев А. Н., 2011. 186 с.
Особенности туристской деятельности в Архангельской области: сборник информационно-методических материалов в сфере туризма в Архангельской области. Архангельск: Агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области, Архангельский педколледж, 2012. 92 с.
Пакшина И. А. Исследование городской идентичности в интернет-сообществах (по результатам качественного анализа) // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 2. С. 19–35. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-2
Петрова Г. А., Исаев А. А. Концептуальный подход к формированию благоприятного имиджа морского города // Практический маркетинг. 2021. № 5 (291). С. 36–40. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2021-5291-36-40
Прохоров А. В. Специфика лингвистического моделирования имиджа // Вестник ТГУ. 2013. № 9 (125). С. 254–257.
Рожков И. Я., Кисмерешкин В. Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. М.: Изд. «РИП-холдинг», 2006. 256 с.
Савельева И. В., Мельник Н. В. Образ кузбасского горнолыжного курорта Шерегеш в дискурсе интернет-отзывов // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 12. № 1. С. 137–154.
Седых А. П. Языковая идентичность, национальные архетипы и социокультурная среда их формирования // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т. 7, № 3. C. 15-27. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2021-7-3-0-2
Сидорская И. В. «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ // Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики: сборник материалов научного семинара / сост. Л. А. Капитанова, В. В. Фролов. Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 64–84.
Соколова Е. С., Сидоровская Т. В., Воловик О. А. Использование туристского потенциала Архангельской области в условиях новой реальности // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Вып. 17: Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / отв. ред. В. И. Герасимов. Ч. 1. М.: РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества, 2022. С. 1260–1264.
Старинщиков Н. М. Формирование и продвижение имиджа города: дис. ... канд. эконом. наук. Новосибирск, 2011. 186 с.
Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное моделирование как перспективный метод исследования регионального имиджа (на примере имиджа Омской области) // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 233–237.
Чепкасов А. В. Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ // Мир русского слова (МИРС). 2018. № 2. С. 36–40. https://doi.org/10.24411/1811-1629-2018-12036
Чикилева Л. С. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа // Российский гуманитарный журнал. 2021. № 5 (2). С. 220–232. https://doi.org/10.15643/libartrus-2016.2.11
Abesinghe S., Kankanamge N., Yigitcanlar T., Pancholi S. Image of a City through Big Data Analytics: Colombo from the Lens of Geo-Coded Social Media Data // Future Internet. 2023. V. 15 (1): 32. https://doi.org/10.3390/fi15010032
Abdillah F., Afiff A. Z., Hati S. R. H., Furinto A. A local destination story for the restoration of the destination image affected by Covid-19 crisis: evidence from Indonesia // Heliyon. 2022. V. 8. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09784
Alefirenko N. F. Language imagery: discursive and modus creative // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2022. Vol. 8, No. 4. P. 3–14. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2022-8-4-0-1
Arefieva V., Egger R., Yu J. A machine learning approach to cluster destination image on Instagram // Tourism Management. 2021. V. 85. Article 104318. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2021.104318
Beerli A., Martín J. D. Factors influencing destination image // Annals of Tourism Research. 2004. V. 31, no. 3. Р. 657–681. https://doi.org/10.1016/j.annals.2004.01.010
Buhmann A. Measuring Country Image. Theory, Method, and Effects. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2016. 166 р.
Echtner C. M., Ritchie J. R. B. The Meaning and Measurement of Destination Image // The Journal of Tourism Studies. 2003. Vol. 14. No. 1. Р. 37–48.
Evseeva I. V., Zhmakina I. S. The Concept of Stolby Nature Reserve in the Aspect of Linguoimageology // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 13, No 12. P. 1914–1926. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0694
Gonzalez-Rodriguez R. M., Martinez-Torres R., Toral S. Post-visit and pre-visit tourist destination image through eWOM sentiment analysis and perceived helpfulness // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2016. Vol. 28. Issue 11. P. 2609–2627.
Guerreiro M., Mendes J., Pinto P. The dynamic nature of the city image: Do image components evolve over time? // Tourism. 2020. Vol. 68. No. 1. P. 83–99. https://doi.org/10.37741/T.68.1.7
Hospers G-J. Place marketing in Europe: The branding of the Oresund region // Intereconomics. 2004. Vol. 39, Iss. 5. Р. 271–279. http://hdl.handle.net/10419/41801
Huang J., Obracht-Prondzynska H., Li L. The image of the City on social media: A comparative study using “Big Data” and “Small Data” methods in the Tri-City Region in Poland // Landscape and Urban Planning. 2021. Article 103977. https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2020.103977
Jenes B. Theoretical and practical issues in measuring country image. Dimensions and measurement model of country image and country brand: Ph.D. Dissertation. Budapest, 2012. 288 p.
Kotler P., Asplund C., Rein I., Haider D. Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions, and Nations in Europe. Prentice Hall, New Jersey: Financial Times, 1999. 314 p.
Leontovich O. New forms of urban discourse as a reflection of social сhange // Communication Studies (Russia). 2019. Vol. 6, no. 3. Р. 645–654. https://doi.org/10.25513/2413-6182.2019.6(3).645-654
Li X. (R.), Vogelsong H. A model of destination image promotion with a case study of Nanjing, P. R. China // Proceedings of the 2002 Northeastern Recreation Research Symposium GTR-NE-302 Newtown Square, PA: U. S. Department of Agriculture, Forest Service, Northeastern Research Station, 2002. P. 194–199.
Li R., Wang H., Zhang H. Chinese Tourists’ Perception of the Tourism Image of North Korea Based on Text Data from Tourism Websites // Sustainability. 2021. Vol. 13, Article 12205. https://doi.org/10.3390/su132112205
Lupu C., Rodrigues A. I., Stoleriu O. M., Gallarza M. G. A Textual and Visual Analysis of the Intrinsic Value Dimensions of Romania: Towards a Sustainable Destination Brand // Sustainability. 2021. Vol. 13 (67). https://doi.org/10.3390/su13010067
Lynch K. The image of the city. Cambridge, Mass: MIT Press. 1960. 194 р.
Saliu H. International image of the country through strategic communication, Case of Kosovo // Journal of Media Critiques. 2017. V. 3. No. 9. Р. 65–76. https://doi.org/10.17349/jmc117105
Skrynnikova I. V. Constructing the image of Russia through metaphorical framing // Logos et Praxis. 2021. V. 20. № 1. P. 49–57.
Su L., Chen W., Zhou Y., Fan L. Exploring City Image Perception in Social Media Big Data through Deep Learning: A Case Study of Zhongshan City // Sustainability. 2023. Vol. 15 (4): 3311. https://doi.org/10.3390/su15043311
Sun Q., Paswan A. Country branding through Olympic Games // Journal of Brand Management. 2012. Vol. 19. P. 641–654. https://doi.org/10.1057/bm.2011.63
Yang Y., Sha C., Su W., Donkor E. K. N. Research on Online Destination Image of Zhenjiang Section of the Grand Canal Based on Network Content Analysis // Sustainability. 2022. Vol. 14. Article 2731. https://doi.org/10.3390/su14052731
Yolanda N. A. Y. Y., Bram B., Ardi P., Doborovich A. N. Lexical, referential and syntactic ambiguities as Internet jokes // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2023.Vol. 9 (2). P. 129–155. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-2-0-7
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-10074, https://rscf.ru/project/23-28-10074/