Динамика уровня сложности как функция морфологических параметров текста на русском языке
Представленное исследование нацелено на (1) выявление предикторов морфологической сложности и (2) идентификацию маркеров, дифференцирующих предметные области учебного текста на русском языке. Общий объем корпуса, включающий двадцать учебников по биологии и обществознанию трех уровней сложности, соответствующих 6 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классам общеобразовательной российской школы, составил 941963 словоформы. Лингвистическая сложность текстов рассчитывалась при помощи модифицированной для русского языка формулы читабельности Флеша–Кинкейда, а взаимозависимость параметров оценивалась на основе корреляционного анализа с использованием программы STATISTICA. Расчеты значений лингвистических параметров, включающих дистрибуцию имени существительного, прилагательного, глагола, а также индекс читабельности, производились при помощи текстового профайлера для русского языка RuLingva (rulex.kpfu.ru/), а метрики частотности девербативов и деадъективов имен существительных были выделены авторами исследования вручную. Дистрибутивный анализ частотности метрик субстантивации производился с нормализацией текста на 10000 словоупотреблений. Последовательное контрастирование индекса читабельности указанных текстов с метриками «дистрибуция имени существительных», «лексическая плотность», «девербация», «деадъективация» продемонстрировало их линейную взаимозависимость. Читабельность изучаемых текстов находится в обратно пропорциональной зависимости от дистрибуции глагола. Морфологический анализ подтвердил высокий уровень номинативности текстов и стабильный рост субстантивов, объективируемый в увеличении доли суффиксов девербации и деадъективации от 6 к 11 классу. Метрики лексической плотности, дистрибуции имени прилагательного и отдельных суффиксов субстантивов также выступают в качестве дискриминант, дифференцирующих учебные тексты по биологии и обществознанию указанных уровней сложности. Результаты исследования будут полезны специалистам в области текстовой аналитики, компьютерной лингвистики, жанроведения, а также разработчикам тестов и авторам учебно-методических материалов. Перспектива исследования видится в изучении долей сложных терминов-лексем, образованных от латинских и греческих корней, в учебных текстах. Предполагается, что данный параметр имеет потенциал выступать в качестве предиктора лингвистической сложности и дискриминанта предметной области.
Иллюстрации
Гатиятуллина Г. М., Гафиятова Э. В., Данилов А. В. Динамика уровня сложности как функция морфологических параметров текста на русском языке // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2024. Т. 10. № 3. C. 70-90.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с.
Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1972. 395 с.
Мамонтов A. C., Мамонтова Е. Ю. Лингвостатистический анализ использования девербативов в различных видах текстов русского и английского языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. М.: РУДН. 2012. №2. С. 107–110.
Мацковский М. С. Проблемы читабельности печатного материала / М. С. Мацковский // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации; отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. С. 126–142.
Микк Я. А. О факторах понятности учебного текста: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.00. Тарту, 1970. 22 с.
Митрофанова О. Д. Язык научно-технической литературы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1973. 147 с.
Оборнева И. В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дисс. … канд. пед. наук.: 13.00.02. М. 2006. 65 с.
Петрова Н. Е. Субстантивация и деадвербиализация наречий в современном русском языке / Н. Е. Петрова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2009. № 1/2 (63). С. 35–42.
Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Грамматика: / О. Б. Сиротинина, Э. А. Столярова, Н. Г. Мартыненко и др.; под ред. О. Б. Сиротининой. 2. изд., стер. Москва, УРСС. 2009. 309 с.
Шпаковский Ю. Ф. Оценка трудности восприятия и оптимизация сложности учебного текста (на материале текстов по химии): автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.19. Минск, 2007. 22 с.
Alderson J. Ch. Assessing reading. Cambridge University Press, 2000. 398 p.
Banks D. On the historical origins of nominalized process in scientific text // English for Specific Purposes. 2005. Vol. 24. Iss. 3. Pp. 347–367. DOI: 10.1016/j.esp.2004.08.002
Banks D. The Development of Scientific Writing: Linguistic Features and Historical Context. London: Equinox, 2008. 221 p.
Biber D., Gray B. Grammatical complexity in academic English: Linguistic change in writing. Cambridge University Press, 2016. 276 p.
Biber D., Gray B. Nominalising the verb phrase in academic scientific writing / D. Biber and B.Gray // The Verb Phrase in English /Bas Aaarts et al. (eds.). London. Cambridge University Press. 2013. Pp. 99–132.
Biber D. Grammar of spoken and written English / D. Biber, S. Johansson, G. Leech, S. Conrad and E. Finegan. John Benjamins, Amsterdam. 2021. 1220 p.
Biber D. The Longman grammar of spoken and written English / D. Biber, S. Johansson, G. Leech, S. Conrad and E. Finegan. Longman, London. 1999. 1204 p.
Biber D. A typology of English texts // Linguistics. Vol. 27. Рp. 3–43.
Crossley S. A. et al. Toward a new readability: A mixed model approach / S. A. Crossley et al. // Proceedings of the 29th annual conference of the Cognitive Science Society / D. S. McNamara and G. Trafton (eds.). Cognitive Science Society, 2007. Pp. 197–202.
DuBay W. H. The Classic Readability Studies. Costa Mesa, 2007. 240 р. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED506404.pdf (Accessed 21 July 2024)
Eggins S. An introduction to systemic functional linguistics. London, 2004. 384 р.
Fang Z., Schleppegrell M. J., Cox B. E. Understanding the Language Demands of Schooling: Nouns in Academic Registers // Journal of Literacy Research. 2006. Vol. 38. Iss. 3. Pp. 247–273. https://doi.org/10.1207/s15548430jlr3803_1
Flesch R. A new readability yardstick // Journal of Applied Psychology. Vol. 32. 1948. Р. 221–233.
Gatiyatullina G. Computing Russian Morphological distribution patterns using RusAC Online Server / G. Gatiyatullina, M. Solnyshkina, V. Solovyev, A. Danilov, E. Martynova, I. Yarmakeev // 13th International Conference on Developments in eSystems Engineering (DeSE). 2020. Pp. 393–398. DOI: 10.1109/DeSE51703.2020.9450753
Halliday M. A. K., Martin J. R. (eds.) Writing Science: Literacy and Discursive Power. London: Falmer Press, 2003. 434 p.
Just M. A., Carpenter P. A. The psychology of reading and language comprehension. Boston; London: Allyn and Bacon. 1987. 518 р.
Kincaid J. P., Fishburne R. P., Rogers R. L., Chissom B. S. Derivation of new readability formulas (Automated Readability Index, Fog Count, and Fesch Reading Ease Formula) for Navy enlisted personnel // Research Branch Report. 1975. Pp. 8–75.
Koda K. Insights into second language reading: A cross-linguistic approach. Cambridge: Cambridge University Press. 2005. 320 p.
Martin J. R. Nominalization in science and humanities: Distilling knowledge and scaffolding text // Functional and Systemic Linguistics: Approaches and Uses/ Eija Ventola ed. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1991. Pp. 307–338. https://doi.org/10.1515/9783110883527.307
McLaughlin G. H. SMOG Grading – A new readability formula // Journal of Reading, 1969. Vol. 12. Iss. 8. Рp. 639–646.
Solnyshkina M., Ivanov V., Solovyev V. Readability formula for Russian texts: A modified version // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 2018. Рp. 132–145. DOI: 10.1007/978-3-030-04497-8_11
Solnyshkina M. I., Kiselnikov A. S. Text complexity: Study phases in Russian linguistics // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2015. Vol. 38 (6). Рp. 86–99. DOI: 10.17223/19986645/38/7
To V., Fan S., Thomas D. P. Lexical density and readability: A case study of English textbooks // The International Journal of Language, Society and Culture. 2013. Vol. 37. Iss. 7. Рp. 61–71.
Vahrusheva A., Solovyev V., Solnyshkina M., Gafiaytova E., Akhtyamova S. Revisiting Assessment of Text Complexity: Lexical and Syntactic Parameters Fluctuations // Speech and Computer. SPECOM 2023. Lecture Notes in Computer Science / A. Karpov, K. Samudravijaya, K. T. Deepak, R. M. Hegde, S. S. Agrawal, S. R. M. Prasanna, (eds). Springer, 2023. Vol. 14338. https://doi.org/10.1007/978-3-031-48309-7_35
Список источников
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. 111 с.
Обществознание. 7 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013.
Боголюбов Л. Н. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Под ред. Боголюбова Л. Н., Городецкой Н. И. М.: Просвещение, 2010. 255 с.
Боголюбов Л. Н. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Под ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
Обществознание. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2014. 350 с.
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. 8-е изд. М.: Просвещение, 2014. 415 с.
Обществознание. 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, К. Г. Холодковского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 414 с.
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Ф. Никитин. 4-е изд., стер. М.: Дрофа, 2011. 125 с.
Обществознание. 7 класс: учебник / А. Ф. Никитин. 6-е изд., стер. М.: Дрофа, 2014. 94 с.
Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание. 8 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014. 256 с.
Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание. 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014. 208 с.
Обществознание. 10 класс: базовый уровень: учебник / А. Ф. Никитин. 10-е изд., стер. М.: Дрофа, 2014. 238 с.
Обществознание. 11 класс: базовый уровень: учебник / А. Ф. Никитин. 6-е изд., стер. М.: Дрофа, 2013. 237 с.
Сухорукова Л. Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. 3-е изд. М. Просвещение, 2014. 143 с.
Сухорукова Л. Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. М.: Просвещение, 2014. 159 с.
Сухорукова Л. Н. Биология. Человек. Культура здоровья: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. М.: Просвещение, 2009. 160 с.
Сухорукова Л. Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. М.: Просвещение, 2010. 143 с.
Сухорукова Л. Н. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. 14-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. 304 с.
Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, С. Г. Калинова; под ред. В. В. Пасечника. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника. М.: Просвещение, 2010. 255 с.
Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 304 с.
Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2005. 367 с.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 24-28-01355 «Жанрово-дискурсивные характеристики текста как функция лексического диапазона».