Опыт погони: нарративная скорость и ритм в современных разветвленных нарративах
В статье рассматривается проблематика скорости и ритма в современных разветвленных нарративах и способы создания высокоскоростного переживания для читателя. Разветвленные повествования включают в себя события, которые только могли произойти с героем, но не произошли в пределах нарративного мира. Разветвленные повествования получают распространение в современной прозе (П. Остер, К. Аткинсон, Ф. Рот, Б. Жиро и др.) и, при всех сюжетных отличиях, специфичны тем, что моделируют для читателя переживание высокоскоростного движения. Такое переживание может создаваться за счет репрезентации физического движения в повествовании, за счет преобладания «резюме» и «эллипсисов» над «паузами» и «сценами» (в терминах Ж. Женетта), за счет чередования «показа» и «рассказа», за счет увеличения количества «поворотных моментов» и их преобладания над «филлерами» (по Фр. Моретти), за счет сокращения «виртуальных» событий и увеличения «актуальных» (по М.-Л. Райан), а также при помощи режимов «умножения» и «вычитания» (по К. Хьюм). Принципиальным становится чередование повествовательных элементов, отвечающих за ускорение, и иных, создающих замедление. Но нарративная скорость может быть рассмотрена и в энактивистской перспективе – такая попытка (в дополнение к предшествующей традиции) тоже предпринимается в статье. Высокоскоростное переживание в таком случае формируется за счет создания менее опосредованного контакта читателя с происходящими в повествовании событиями: это переживание только усиливается и дополняется ритмическими приемами, отличными от скоростных. Если создание скорости опирается на принцип различия (смены), то создание ритма – на принцип повторения. Их одновременное воздействие позволяет читателю устанавливать телесно-миметические отношения с повествованием, которые и характеризуют его опыт при взаимодействии с таким типом нарративов. При этом спецификой такого типа нарративов становится преобладание виртуального над актуальным: и в таком случае виртуальное, замедляя нарративную скорость, парадоксальным образом формирует высокоскоростное переживание для читателя.
Шулятьева Д. В. Опыт погони: нарративная скорость и ритм в современных разветвленных нарративах // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2024. Т. 10. № 3. C. 194-215.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. С. 387–422.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике. В 2 т. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. 944 с.
Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М.: Издательство Института Гайдара, 2014. 264 с.
Стиглер Б. Время чтения и новые инструменты памяти // Лаканалия. 2019. № 32. С. 142–168.
Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 265 с.
Baetens J., Hume K. Speed, Rhythm, Movement: A Dialogue on K. Hume’s Article “Narrative Speed” // Narrative. 2006. № 14 (3). P. 349–355. DOI: 10.1353/nar.2006.0008
Bell D. F. Real Time: Accelerating Narrative from Balzac to Zola. Urbana: University of Illinois Press, 2004. 157 p.
Bernaerts L., De Geest D., Herman L., Vervaeck B. Stories and Minds: Cognitive Approaches to Literary Narrative. Lincoln: University of Nebraska Press, 2013. 223 p.
Bordwell D. Perplexing Plots: Popular Storytelling and the Poetics of Murder. New York Chichester, West Sussex: Columbia University Press, 2023. 512 p.
Caracciolo M. Slow Narrative and the Perception of Material Forms // How Literature Comes to Matter: Post-Anthropocentric Approaches to Fiction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020. P. 49–70.
Caracciolo M. Tell-Tale Rhythms: Embodiment and Narrative Discourse // Storyworlds: A Journal of Narrative Studies. 2014a. № 6 (2). P. 49–73. DOI: 10.5250/storyworlds.6.2.0049
Caracciolo M. The Experientiality of Narrative: An Enactivist Approach. Berlin, Boston: De Gruyter, 2014b. 244 p.
Caracciolo M., Kukkonen K. With Bodies: Narrative Theory and Embodied Cognition. Columbus: Ohio State University Press. 2021. 230 p.
Dannenberg H. Ontological Plotting: Narrative as a Multiplicity of Temporal Dimensions // The Dynamics of Narrative Form: Studies in Anglo-American Narratology. Berlin, New York: De Gruyter, 2005. P. 159–190.
Genette G. Nouveau discours du récit. Paris: Seuil, 1983. 128 p.
Gerrig R.J. Experiencing Narrative Worlds: On the Psychological Activities of Reading. New Haven, London: Yale University Press, 1993. 273 p.
Gingrich B. The Pace of Fiction: Narrative Movement and the Novel. Oxford: Oxford University Press, 2021. 214 p.
Hoffman Y. The Pace of Fiction: Narrative Movement and the Novel. Brian Gingrich // Modern Philology. 2024. Vol. 122. № 2. E000.
Hume K. Aggressive Fictions: Reading the Contemporary American Novel. Ithaca: Cornell University Press, 2012. 200 p.
Hume K. Narrative Speed in Contemporary Fiction // Narrative. 2005. Vol. 13. № 2. P. 105–124. DOI: 10.1353/nar.2005.0010
Hven S. Cinema and Narrative Complexity: Embodying the Fabula. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2017. 260 p.
Hven S. Enacting the Worlds of Cinema. New York: Oxford University Press, 2022. 208 p.
Klauk T., Köppe T. Telling vs. Showing : Handbook of Narratology / P. Hühn, J. Ch. Meister, J. Pier, W. Schmid (eds.). Berlin, München, Boston: De Gruyter, 2014. P. 846–853. https://doi.org/10.1515/9783110316469.846
Kukkonen K. The Speed of Plot // Orbis Litterarum. 2020. № 75. P. 73–85. https://doi.org/10.1111/oli.12251
Packard S. Two-dimensional Narrative Celocity // Journal of Literary Semantics. 2008. № 37 (1). P. 55–67. DOI: 10.1515/jlse.2008.004
Popova Y. Stories, meaning, and experience: narrativity and enaction. New York: Routledge, 2015. 210 p.
Prince G. The Disnarrated // Style. 1988. Vol. 22. 1. P. 1-8.
Richardson B. A Poetics of Plot for the Twenty-first Century: Theorizing Unruly Narratives. Columbus: Ohio State University Press, 2019. 218 p.
Richardson B. Unnatural Voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. № 20 (3). P. 319–340.
Ryan M.-L. Possible Worlds, Artificial Intelligence and Narrative Theory. Bloomington: University of Indiana Press, 1991. 291 p.
Shaviro S. Post-Continuity: An Introduction // Post-Cinema: Theorizing 21st-Century Film. S. Denson, J. Leyda (eds). Falmer: Reframe Books, 2016. 990 p.
Virilio P. Esthéthique de la disparition. Paris: Éditions Galilée, 1989. 125 p.
Списокисточников
Auster P. 4321. London: Faber & Faber, 2017. 1070 p.
Giraud B. Vivre vite. Paris: Flammarion, 2022. 205 p.
Kieslowski K. Przypadek. 1981.
Tykwer T. Lola rennt. 1998.