Письмо в эпоху больших языковых моделей: библиометрический анализ предметного поля
Появление и бурное развитие больших языковых моделей и чат-ботов, наблюдающееся в последние два года, кардинально изменило практику письма. Цель этой редакционной статьи – провести библиометрический анализ междисциплинарной области исследований, связанных с различными аспектами письма в эпоху больших языковых моделей (LLM). Поиск был проведен в библиографической базе данных Scopus в декабре 2024 года с использованием следующего запроса: (“large language model*” OR “LLM” OR “*GPT”) AND "writing". Мы включили в анализ исследования, опубликованные с 2020 года, и ограничили наш поиск статьями, материалами конференций, книгами и главами книг. Поиск дал 1629 документов. Полученные записи были проанализированы с использованием R-пакета bibliometrix и программного обеспечения VOSviewer. С использованием данных инструментов нами были определены наиболее продуктивные и цитируемые исследователи, институты и страны, а также наиболее значимые работы. На основе различных методов анализа совместной встречаемости ключевых слов, реализованных в данных инструментах, нами была построена концептуальная структура предметного поля, а также определены исследовательские тренды. Мы пришли к выводу, что темы, связанные с авторством и плагиатом в академическом письме, проблемами обучения второму языку, включая автоматизированную оценку текстов на иностранном языке, вопросами креативного письма в эпоху LLM, являются наиболее популярными темами, находящимися в фокусе внимания исследователей.
Литвинова Т. А., Микрос Дж., Дехнич О. В. Письмо в эпоху больших языковых моделей: библиометрический анализ предметного поля // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2024. Т. 10. № 4. C. 5–16.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Aria, M. and Cuccurullo, C. (2017). bibliometrix: An R-tool for comprehensive science mapping analysis, Journal of Informetrics, 11 (4), 959–975. https://doi.org/10.1016/j.joi.2017.08.007 (In English)
Barrot, J. S. (2023). Using ChatGPT for second language writing: Pitfalls and potentials, Assessing Writing, 57, 100745. https://doi.org/10.1016/j.asw.2023.100745(In English)
Braun, V. and Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology, Qualitative Research in Psychology, 3 (2), 77–101. https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa (In English)
Cascella, M., Montomoli, J., Bellini, V. and Bignami, E. (2023). Evaluating the Feasibility of ChatGPT in Healthcare: An Analysis of Multiple Clinical and Research Scenarios, Journal of Medical Systems, 47, 33. https://doi.org/10.1007/s10916-023-01925-4(In English)
Chan, C. K. Y. and Hu, W. (2023). Students’ voices on generative AI: perceptions, benefits, and challenges in higher education, International Journal of Education Technology in Higher Education, 20, 43. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00411-8 (In English)
Cotton, D. R. E., Cotton, P. A. and Shipway, J. R. (2023). Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT, Innovations in Education and Teaching International, 61 (2), 228–239. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2190148(In English)
Crompton, H. and Burke, D. (2023). Artificial intelligence in higher education: the state of the field, International Journal of Education Technology in Higher Education, 20, 22. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00392-8(In English)
Dehouche, N. (2021). Plagiarism in the age of massive Generative Pre-trained Transformers (GPT-3), Ethics in Science and Environmental Politics, 21, 17–23. https://doi.org/10.3354/esep00195 (In English)
Dergaa, I., Chamari, K., Zmijewski, P. and Ben Saad, H. (2023). From human writing to artificial intelligence generated text: examining the prospects and potential threats of ChatGPT in academic writing, Biology of sport, 40 (2), 615–622. https://doi.org/10.5114/biolsport.2023.125623 (In English)
Else, H. (2023). Abstracts written by ChatGPT fool scientists, Nature, 613 (7944), 423. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00056-7 (In English)
Finnie-Ansley, J., Denny, P., Becker, B. A., Luxton-Reilly, A. and Prather, J. (2022). The Robots Are Coming: Exploring the Implications of OpenAI Codex on Introductory Programming, in Proceedings of the 24th Australasian Computing Education Conference (ACE’22), Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 10–19. https://doi.org/10.1145/3511861.3511863 (In English)
Gao, C. A., Howard, F. M., Markov, N. S., Dyer, E. C., Ramesh, S., Luo, Y. and Pearson, A. T. (2023). Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers, npj Digital Medicine, 6, 75 https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6 (In English)
Haleem, A., Javaid, M. and Singh, R.P. (2022). An era of ChatGPT as a significant futuristic support tool: A study on features, abilities, and challenges, BenchCouncil Transactions on Benchmarks, Standards and Evaluations, 2 (4). https://doi.org/10.1016/j.tbench.2023.100089(In English)
Perkins, M. (2023). Academic integrity considerations of AI Large Language Models in the post-pandemic era: ChatGPT and beyond, Journal of University Teaching and Learning Practice, 20 (2). https://doi.org/10.53761/1.20.02.07(In English)
Salvagno, M., Taccone, F. S. and Gerli, A. G. (2023). Can artificial intelligence help for scientific writing?, Critical Care, 27, 75. https://doi.org/10.1186/s13054-023-04380-2 (In English)
Su, Y., Lin, Y. and Lai, C. (2023). Collaborating with ChatGPT in argumentative writing classrooms, Assessing Writing, 57. https://doi.org/10.1016/j.asw.2023.100752(In English)
Taecharungroj, V. (2023). What Can ChatGPT Do? Analyzing Early Reactions to the Innovative AI Chatbot on Twitter, Big Data and Cognitive Computing, 7 (1), 35. https://doi.org/10.3390/bdcc7010035 (In English)
Van Eck, N. J. and Waltman, L. (2014). Visualizing bibliometric networks, in Ding, Y., Rousseau, R. and Wolfram, D. (eds.) Measuring scholarly impact: Methods and practice, Springer, 285–320. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-10377-8_13 (In English)
Yan, D. (2023). Impact of ChatGPT on learners in a L2 writing practicum: An exploratory investigation, Education and Information Technologies, 28, 13943–13967. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11742-4 (In English)
Yuan, A., Coenen, A., Reif, E., and Ippolito D. (2022). Wordcraft: Story Writing With Large Language Models, Proceedings of the 27th International Conference on Intelligent User Interfaces (IUI’22), Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 841–852. https://doi.org/10.1145/3490099.3511105 (In English)
Т. А. Литвинова благодарит за финансовую поддержку Министерство просвещения Российской Федерации (работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки, номер темы QRPK-2024-0011). О. В. Дехнич и Дж. Микрос не получали финансовой поддержки за выполнение исследований, написание и публикацию статьи.