Сокращения в русско-, англо- и немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Aннотация
В современных дискурсивных исследованиях большое внимание уделяется изучению различных лексических единиц, в том числе и сокращений. Приоритетными направлениями являются их структурно-семантическая классификация, тенденции в функционировании, место в словообразовательной системе языка. Песенный дискурс и поп-музыка в особенности являются разновидностью разговорной речи, однако при этом они отражают наиболее актуальные и современные тенденции в развитии языка. Статья посвящена изучению сокращений в русско-, англо- и немецкоязычном дискурсе поп-музыки за период 2000-2020 гг. в сопоставительном аспекте, что позволяет выявить общие и специфические черты использования сокращений в трех языках в общем и в трех типах дискурса в частности. Было проанализировано пятьдесят текстов жанра поп-музыка, в которых методом сплошной выборки было обнаружено 63 (русские тексты), 195 (английские тексты) и 211 (немецкие тексты) сокращений, которые далее были классифицированы по типам и частотности употребления с применением методов статистического, структурного и дискурсивного анализа. Данные классификаций наглядно представлены в виде таблиц и диаграмм. В результате исследования были выявлены сходства и отличия употребления сокращений в русско-, англо- и немецкоязычном дискурсе поп-музыки, которые, в свою очередь, являются отражением языковых процессов современного русского, английского и немецкого языков. Было установлено, что англо- и немецкоязычный типы дискурса поп-музыки обнаруживают больше взаимного сходства, в то время как русскоязычный дискурс имеет больше отличительных черт, что обусловлено в первую очередь языковыми особенностями.
Ключевые слова: Сокращение, Аббревиатура, Дискурс поп-музыки, Лексические сокращения, Графические сокращения
Введение
Развитие любого языка – процесс непрерывный и постоянный. В разных сферах жизни и в разных типах дискурса появляются новые лексические единицы (неологизмы), постепенно выходят из употребления старые, превращаясь в архаизмы. Также все ускоряющийся темп современной жизни обусловливает появление сокращений, которые, по нашему мнению, представляют собой продуктивный способ словообразования в современных языках. О. Г. Косарева отмечает, что «тенденция к экономии языковых средств является универсальной и обусловлена потребностями человеческого мышления и общения, а именно, наиболее экономно с помощью семантически емких, но меньших по форме знаков выразить многообразие объективного мира с его сложными связями и отношениями между предметами и явлениями» (Косарева, 2004: 86). Дискурс поп-музыки является одним из наиболее динамично развивающихся, он отражает состояние современного разговорного языка, что делает его актуальным объектом изучения: «Тексты песенного дискурса способны представлять информацию о современных тенденциях развития английской разговорной речи и, в определенной степени, языка современной англоязычной поэзии» (Плотницкий, 2002: 182).
Теоретический обзор
Сокращения – результат сознательного создания слов при слиянии неправильных фрагментов нескольких слов, которые подходящим образом называются «осколками». А. В. Алексеев отмечает, что «сокращение можно рассматривать как существенное вычитание, в котором исчезает часть оригинального слова. Термин «сокращение» нельзя применять лишь к лексическим единицам, некоторые сокращения состоят из группы лексем. Отсюда термин «сокращение» необходимо относить не только к словам, но и к словосочетаниям» (Алексеев, 2017: 26). Существуют сокращения двух типов: лексические и графические.
Типы лексических сокращений согласно классификации Е. А. Бирюковой:
«• аббревиатуры инициального типа – сокращения, образованные из начальных букв или звуков слов (МГУ, USA, DDR);
• слоговые аббревиатуры – сокращения, образованные из сочетания начальных или конечных частей слов (бионика, Internet, die Telematik);
• аббревиатуры смешанного типа – сокращения, образованные начальными частями слов и начальными звуками (КубИК – Кубанская Интернет-компания, DAISY – Dynamisches Auskunfts- und Informationssystem);
• частичносокращенные слова – сокращения, образованные из сочетания начальной части слова с целым словом или с формой косвенного падежа существительного (Минобороны, Freephone, Netguide);
• усечения – сокращения, образованные из начальной части слова или конечной части слова (метро, sub, Azubi)» (Бирюкова, 2007).
Необходимо отметить, что данная классификация усложняется за счет выделения различных подтипов аббревиатур или сокращений.
Типы графических сокращений:
• точечные – сокращение слов с помощью точки (и.о. – исполняющий обязанности, Dr. – Doctor, z.B. – zum Beispiel);
• дефисные – сокращение слов с помощью дефиса (р-н – район, X-mas);
• косолинейные – сокращение слов с помощью косой линии (км/ч, Gcal/hour, w/o – without);
• нулевые – сокращение слов без точек (млн – миллион, ha – hectare);
• апострофные (в английском и немецком языках; itʼs – it is, donʼt – do not) (Studme.org, 2013).
В центре внимания нашей работы находится одна из разновидностей дискурса – песенный дискурс. Понятие «песенный дискурс» появилось сравнительно недавно, когда песни начали подвергаться специальному анализу. Л. Г. Дуняшева считает, что песенный дискурс – это «особая форма хранения культурных знаний; текст песен в совокупности с контекстом их создания и интерпретации. Он представляет собой сложное единство вербального и невербального (музыкального) компонентов» (Дуняшева, 2015: 190). При изучении песенного дискурса общее языкознание оперирует теми же понятиями, как при анализе художественного текста, в то же время оставляя за текстами поп-музыки право на собственную специфику, заключающуюся в поликодовости и семиотической осложненности.
Постановка проблемы
Сокращения сохраняют довольно высокую информативность, что при условии экономии энергии и языковых единиц еще больше увеличивает эффективность их употребления, так как использование минимального числа языковых средств при условии сохранения смысла может в ряде случаев сделать коммуникацию более легкой для ее участников и добиться достаточного понимания. У сокращений, которые характерны для художественного текста, существует ряд функций:
«1) компрессия текста, повышение его информативности за счет сокращения протяженности текста;
2) экспрессивная функция в заголовках для придания им краткости и броскости;
3) экспрессивная функция за счет контрастного употребления аббревиатур на фоне нейтральной и книжной лексики для снижения общей тональности текста, придания ей разговорной окраски;
4) экспрессивная функция для создания иронического или юмористического эффекта» (Варфоломеева, 2007: 60).
Мы полагаем, что данные функции характерны и для дискурса поп-музыки, и для данного типа дискурса наиболее релевантными будут функции компрессии текста и экспрессивная с целью придания тексту разговорного стиля.
Наше исследование посвящено сопоставительному анализу сокращений на материале трех языков – русского, английского (британский и американский) и немецкого, что при общей разработанности теории сокращений и аббревиации внесет определенный вклад в дальнейшее развитие этой теории и позволит выявить общие и специфические черты функционирования сокращений в указанных выше типах дискурса. Также это позволит выявить определенные тенденции в функционировании современного английского, немецкого и русского языков.
Материалы и методы исследования
Методология исследования сложилась на основе трудов А. В. Алексеева, Т. Н. Астафуровой, С. О. Бариновой, Е. А. Бирюковой, И. В. Варфоломеевой, Л. Г. Дуняшевой, О. Г. Косаревой, Ю. Е. Плотницкого, М. А. Потапчука, И. С. Пысиной, Н. В. Северовой, Е. С. Сиюткиной, G. Cannon и др. При помощи методов сплошной выборки, статистического, структурного и дискурсивного анализа, а также сопоставительного анализа мы проанализируем 63 сокращения из текстов песен жанра поп-музыки российских (50 текстов), 195 сокращений из текстов песен жанра поп-музыки британских и американских групп (50 текстов) и 211 сокращений из текстов песен жанра поп-музыки немецких групп (50 текстов) и сольных исполнителей за период 2000-2020 гг.
Научные результаты и дискуссия
В рамках данного исследования были проанализированы 50 русскоязычных песенных текстов на наличие сокращений. Среди них были обнаружены следующие слоговые сокращения:
- Апокопа «авто», образовавшаяся от слова автомобиль.
«А я всё помню, как разбил твоё авто
Перед окнами того, кто подарил» (Тимати «Где ты, где я», 2016).
«Хорошие девочки знают – их ждут приключения.
По дороге домой в чёрном авто не одна, без сомнения.
Блатная романтика законодателя мнений,
Она отдаст ему всё, а он примет решение» (Кока К., Тимати «Девочка- пай», 2019).
- Апокопа «настрой», образовавшаяся от слова настроение.
«Там, где слышны, голоса.
О-ле, о-ла, о-ле, о-ла.
Нужен настрой, болеем страной.
О-ле, о-ла, о-ле, о-ла» (Бурановские бабушки «Football 2018», 2018).
- Апокопа «универ», образовавшаяся от словауниверситет.
Пример:
«Я помню универ, когда уснул за партой.
Во сне я был пират, но с молодежной картой (Сбербанк)» (Крид Е. «Это мое», 2017).
- Апокопа «игнор», образовавшаяся от слова игнорирование.
«Это ли повод строить коридор,
Поставив меня в списке на игнор» (A-Dessa «Все забуду», 2016).
«Бывших на игнор, атакуем танцпол!
Мальчик ты плохой, что? Что хорошо» (Бузова О. «Очень хорошо», 2019).
«Ты далеко, но как за моим окном.
И я рад тебе, хоть и вижу мельком.
Но кидаешь в игнор, когда я не молчу;
Говорю, у-у-у» (Белорусских Т. «Незабудка», 2018).
- Апокопа «тату», образовавшаяся от слова татуировка.
«Променяли себя на тату да на серьги в уши.
За бикини в «Ламборджини» продали свою душу» (Воля П. «Диалог», 2016).
«Татухи набили, губы налепили,
Ногти напилили, негатив удалили» (Время и Стекло «На стиле», 2016).
- Апокопа «мобила», образовавшаяся от слова мобильный.
Пример:
«Дайте мобилу, в которой будет памяти,
Чтобы хранить эти фото» (Крид Е. «Будущий бывший», 2018).
- Апокопа «мерс», образовавшаяся от слова Мерседес.
«Почему им всем везёт –
Он её на мерсе в кино везёт!» (Время и Стекло «Тролль», 2017).
«Мечтала с детства встретить принца, стать его принцессой.
Все изменилось с толстым дядей на «Мерсе». (Кристина Си «Хочу», 2016).
- Апокопа «гелик» с добавлением суффикса «ик», образовавшаяся от слова Гелендваген.
«Бандиты не на геликах – на геликах с мигалкой (да)
Базарим языком ГУЛАГа, воздухом со свалки» (Face «Юморист», 2019).
- Апокопа «инста», образовавшаяся от слова Инстаграм.
«Какой же ты, красивый, видимо неспроста,
У нас в карманах пара загранпаспортов.
И палево, палево, палево в моём Инста.
И палево, палево, палево в твоём авто» (Краймбрери М. «Палево», 2018).
- Синкопа «инет», образовавшаяся от слова интернет.
«Мы уезжаем... Вот он, нокаут –
Услуга инета вбита в чекаут» (A-Dessa «Fire», 2012).
- Синкопа «туса», образовавшаяся от слова тусовка.
«Новые люди, новые лица.
Ещё одна туса в поисках чувства» (Artik & Asti «Грустный дэнс», 2019).
«В твоих глазах черти заводят тусу
И вот уже по полу рассыпаны бусы
Весёлый народ тунгусы» (БандʼЭрос «Бум Сеньорита», 2006).
- Афереза «клип», образовавшаяся от слова видеоклип.
«Добавим к этому нехитрые уловки
Клипец, радио, скандалы, заголовки» (Воля П. «Самая лучшая песня», 2009).
- «Кредитка», образовавшееся от словосочетания кредитная карта.
Пример:
«Она любит, когда всё дорого, всё красиво,
Набор кредиток, чтобы пройтись по магазинам» (БандʼЭрос «Дорогая любовь», 2006).
Также среди сокращений русскоязычного дискурса поп-музыки были выявлены графические нулевые сокращения:
- Км, образовавшееся от слова километр.
Пример:
«На полную включаю mp3 с Prodigy.
Следуйте 100 км по магистральному пути» (A-Dessa «Одесса», 2013).
- К, образовавшееся от слова косарь и означающее тысячу рублей.
«Непростая девочка в бойфренда кроссовках.
45к на ногах, прыгает до потолка» (Бузова О. «Пятница», 2018).
Данные примеры позволяют выявить следующую закономерность: в русскоязычном дискурсе поп-музыки не выражена тенденция к сокращению слов, так как среди всего текста песни может встретиться всего одно сокращение и в большинстве случаев у наиболее современных исполнителей. Это, в свою очередь, отражает ограниченную способность русского языка к созданию сокращений.
Среди пятидесяти русскоязычных песенных текстов было найдено 15 различных сокращений, из которых 2 примера графических сокращений, 1 пример слоговых сокращений и 12 примеров усечений (Рис. 1).
Рис. 1. Виды сокращений в русскоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 1. Types of abbreviations in the discourse of Russian pop music
По классификации усечений встречаются 2 примера синкопы, 9 примеров апокопы и 1 пример аферезы.
Среди всех примеров лексических и графических сокращений в русскоязычном дискурсе поп-музыки были найдены следующие (Таблица 1).
Таблица 1. Сокращения в русскоязычном дискурсе поп-музыки
Table 1. Abbreviations in the discourse of Russian pop music
Слоговые сокращения | Графические сокращения | Усечения |
кредитка (1) | км, к (2) | Апокопы: авто, настрой, универ, игнор, тату, мобила, мерс, гелик, инста (9) |
Синкопы: инет, туса (2) | ||
Афереза: клип (1) |
Также можно проследить частотность употребления усечений во всех русскоязычных песенных текстах (Таблица 2).
Таблица 2.
Частотность усечений в русскоязычном дискурсе поп-музыки
Table 2.
The frequency of the usage of clippings in the discourse of Russian pop music
Апокопы | Синкопы | Аферезы |
авто – 10 раз | инет – 4 раза | клип – 2 раза |
настрой – 7 раз | ||
универ – 1 раз | ||
игнор – 8 раз | туса – 8 раз | |
тату – 7 раза | ||
мобила – 3 раза | ||
мерс – 5 раз | ||
гелик – 2 раза | ||
инста – 2 раза |
В русскоязычном дискурсе поп-музыки 2000, 2001, 2002, 2004, 2005, 2008, 2011 и 2015 годах сокращений не было найдено. В песнях других лет были найдены следующие сокращения (Таблица 3).
Таблица 3.
Классификация сокращений по годам в русскоязычном дискурсе поп-музыки
Table 3.
The classification of abbreviations according to years in the discourse of Russian pop music
Год (кол-во) | Лексические сокращения | Графические сокращения |
2003 (2) | авто (2) |
– |
2006 (6) | кредитка (3), туса (3) | |
2007 (2) | клип, инет | |
2009 (5) | клип, мерс, тату (3) | |
2010 (1) | мерс | |
2012 (1) | инет | |
2013 (2) | туса, авто | км |
2014 (4) | мобила (2), инста, авто |
– |
2016 (10) | авто (2), игнор (2), тату (2), мерс, туса, настрой (2) | |
2017 (5) | универ, мерс, гелик, туса (2) | |
2018 (15) | настрой (5), тату (2), игнор (3), мобила, авто (2), инста, мерс. | к |
2019 (8) | игнор, авто (2), гелик, туса (2), инет (2) | – |
2020 (2) | игнор (2) |
Больше всего примеров, количество которых составляет 15, было найдено в песенных текстах 2018 года. Меньше всего примеров, количество которых 1, было найдено в песенных текстах 2010 и 2012 годов.
Необходимо отметить, что все сокращения произошли от имен существительных, следовательно, выполняя функцию последних, они могут менять род, число и падеж. Также они приобретают способность добавления уменьшительно-ласкательных суффиксов, например тату – татушка, татуха; фото – фотка, фоточка; клип – клипец, клипчик. Отметим, что все усечения, кроме усечения «настрой», сокращаются до 3-5 букв, в основном – до четырех букв. Основной причиной сокращения слов можно назвать сохранение рифмы и ритма песни. В целом данные особенности отражают отсутствие общей тенденции в русском языке к употреблению сокращений.
В сумме все сокращения встречаются 63 раза, среди которых 1 слоговое сокращение, 2 графических сокращения и 60 усечений (Рис. 2).
Рис. 2. Количество сокращений в русскоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 2. The number of abbreviations in the discourse of Russian pop music
В рамках данного исследования также были рассмотрены 50 англоязычных песенных текстов на наличие графических и лексических сокращений. Среди лексических сокращений, а именно слоговых сокращений, часто встречаются следующие:
- Wanna, образовавшееся от конструкции want to:
«First you wanna go to the left and you want to turn right
Wanna argue all day, make love all night
Ohh I really wanna know...» (Justin Bieber «What Do You Mean», 2015).
- Gonna, образовавшееся от конструкции going to:
«If you feel like youʼre never gonna reach the sky
Till you pull up your roots, leave your dirt behind» (Hayley Williams «Watch Me While I Bloom», 2020).
- Gotta, образовавшееся от конструкции got to, которая, в свою очередь, образовалась от конструкции have got to.
«Youʼve gotta stop holding me the way you do
Oh, honey, if Iʼm not the one for you» (Adele «Water Under the Bridge», 2015).
«If you go hard you gotta get on the floor
If youʼre a party freak then step on the floor» (Jennifer Lopez «On the Floor», 2011).
- Gimme, образовавшееся от смыслового глагола give и притяжательного местоимения me:
«So, baby, when you need that
Gimme the word, I'm no good
Iʼll be bad for my baby» (David Guetta «Hey Mama», 2014).
- Tryna, образовавшееся от конструкции trying to:
«Order more champagne, pull a damn hamstring
Tryna put it on ya» (Florida «Whistle», 2010).
- Kinda, образовавшееся от конструкции kind of:
«Iʼm kinda busy Kinda busy Kinda busy
Sorry I cannot hear you Iʼm kinda busy» (Lady GaGa «Telephone», 2009).
- «Hella», образовавшаяся от словосочетания «hellofa» и означающая very – «очень» или «много»:
«Itʼs hella trophies and itʼs hella thick
I bet it got my haters hella sick» (BTS «MIC Drop», 2018).
- Hazmat, образовавшееся от словосочетания hazardousmaterials:
«Laughing gas these hazmats, fast cats.
Lining them up like ass cracks» (Gorillaz «Feel Good Inc.», 2005).
- Outta, образовавшееся от конструкции out of:
«Always workinʼ OT, overtime and outta town
Things is crazy back home, it kills me that Iʼm not around» (Burak Yeter «Tuesday», 2016).
Необходимо отметить, что почти все сокращения данного типа представляют собой фонетически измененные сочетания, где предлог редуцируется до одной буквы.
Среди усечений в англоязычном дискурсе поп-музыки часто встречаются следующие:
- Афереза «phone», образовавшаяся от слова telephone:
«Tryinʼ on all our clothes clothes
Boys blowinʼ up our phones phones» (Kesha «TiK ToK», 2010).
- Синкопа «Xans», образовавшаяся от слова Xanax («таблетки»):
«I think we gettinʼ too deep
Iʼm puttinʼ work in on a weekend
Upstairs I got Xans in an Advil bottle,
I donʼt take them shits
But you do, so I got ʼem...» (Burak Yeter «Tuesday», 2016).
- Апокопа «bro», образовавшаяся от слова brother:
«Young little Mike from the Gold Coast
And now Iʼm inside with my bro broʼs» (Linkin Park «Good Goodbye», 2017).
Среди графических апострофных сокращений наиболее распространены следующие:
- «ʼcause», образовавшаяся от слова because.
Пример:
«ʼCause any obstacle come youʼre well prepared
ʼCause you have to shed things year after year» (Clean Bandit «Rockabye», 2018).
- «ʼem», образовавшаяся от слова them:
«I wanna hold ʼem like they do in Texas, please
Fold ʼem, let ʼem, hit me, raise it, baby, stay with me» (Lady GaGa «Poker Face», 2008).
- «ʼtil», образовавшееся от слова until:
«Little wrinkle by your eye
I never noticed ʼtil right now
Little vicious tiger stripes
If you get close-up to my thighs» (Hayley Williams «My Friend», 2020).
- «ʼbout», образовавшаяся от слова about:
«Iʼm talkinʼ ʼbout – everybody getting crunk, crunk
Boys tryna touch my junk, junk» (Kesha «TiK ToK», 2010).
- «ʼround», образовавшаяся от слова around:
«So why you creepinʼ ʼround here? (Why you creepinʼ?)
(Why you creepinʼ?)
Why you creepinʼ ʼround?» (Hayley Williams «Creepinʼ», 2020).
- Слова, в которых конечная буква «g» исчезает и на ее место ставится апостроф:
«Gun smokinʼ righteous with one toke
Who you think is really kickinʼ tunes?
Picture you gettinʼ down in a picture tube» (Gorillaz «Clint Eastwood», 2001).
Необходимо отметить, что указанные выше сокращения также можно отнести к аферезам (первые пять примеров), и к апокопе (шестой пример), таким образом, они представляют собой смешанный тип.
- Iʼm, образовавшееся от местоимения I и глагола-связки am или вспомогательного глагола am:
«Now Iʼm seeing red, not thinking straight
Suddenly, Iʼm a fiend and youʼre all I need
And Iʼm a sucker for the way that you move, babe» (Camila Cabello «Never Be the Same», 2018).
- Itʼs и thatʼs, образовавшиеся от местоимений it и that и глагола-связки is или вспомогательного глагола is:
«Thatʼs all that I need
Itʼs some kind of, itʼs some kind of
Itʼs some kind of, itʼs some kind of heaven» (Hurts «Some Kind of Heaven», 2015).
- Iʼll, weʼll, sheʼll, thatʼll, youʼll, образовавшиеся от местоимений I, we, she, that, you и вспомогательного глагола will.
Пример:
«If you take too long to hit me back
I canʼt promise you how
Iʼll react But all I can say
Is at least Iʼll wait for you» (Ariana Grande «Needy», 2019).
- Weʼre и youʼre, образовавшиеся от местоимений we и you и вспомогательного глагола are:
«I just hope youʼre lying next to somebody
If youʼre looking into her eyes
There must be a good reason that youʼre gone» (Charlie Puth «We Donʼt Talk Anymore», 2016).
- Iʼve, youʼve, weʼve и itʼs, образовавшиеся от местоимений I, you, we и it и вспомогательного глагола have или has:
«Send a prayer to the ones up above
All the hate that youʼve heard has turned your spirit to a dove, oh ooh
Your spirit up above, oh ooh» (Imagine Dragons «Believer», 2017).
- Iʼd, youʼd и sheʼd, образовавшиеся от местоимений I, you и she и вспомогательного глагола would.
Пример:
«Iʼd do the time for you
Iʼd walk the line for you
Iʼd die for you» (Bebe Rexha «I Got You», 2017).
- Letʼs, образовавшееся от модального глагола let и объектного местоимения us:
«Boy, I like that you ainʼt afraid
Baby, lay me down and letʼs pray» (Ariana Grande «God is a Woman», 2018).
«Break it down. Come on. Letʼs go.
Youʼre singing to me baby in my head right now. Come on.
Sheʼll be screaming out when it all goes down» (Jason Derulo «In My Head», 2010).
- Wonʼt, образовавшееся от вспомогательного глагола will и отрицательной частицы not:
«So wonʼt you call me in the morning?
I think that you should call me in the morning
If you feel the same, ʼcause» (Selena Gomez «Crowded Room», 2020).
- Ainʼt, образовавшееся от вспомогательных глаголов am, is, are, has или have и отрицательной частицы not:
«To go over everything
But I ainʼt done much healing
Hello, can you hear me?» (Adele «Hello», 2015).
«You like that it ainʼt easy
Loca, loca, loca» (Shakira «Loca», 2010).
- Canʼt, образовавшееся от модального глагола can и отрицательной частицы not:
«Why I canʼt move on
Now I canʼt get you out of my brain
Oh, itʼs such a shame» (Charlie Puth «We Donʼt Talk Anymore», 2016).
- Donʼt, doesnʼt и didnʼt, образовавшиеся от вспомогательных глаголов do, does и did и отрицательной частицы not.
Пример:
«You donʼt remember my name somedays or
That weʼre related» (Hayley Williams «Leave It Alone», 2020).
- Mr. и Mrs., образовавшиеся от существительных Mister и Missis. Данные сокращения относятся к типу точечных графических сокращений.
«Girl, come a bit closer
Look in my eyes
Searchinʼ is so wrong
Iʼm Mr. Right» (Justin Bieber «Eenie Meenie», 2010).
«I wanna steal ya for a rhythm intervention
Mr. TSA, Iʼm ready for inspection» (Selena Gomez «Slow Down», 2013).
В данных примерах можно выявить следующую закономерность: в англоязычном дискурсе поп-музыки сильно выражена тенденция к сокращению слов, так как среди всего текста песни может встретиться от одного до восьми сокращений, вне зависимости от того, насколько современна песня, при этом распространены как лексические, так и графические сокращения. В каждом песенном тексте присутствует как минимум один тип графических сокращений. Сокращения в англоязычном дискурсе поп-музыки встречаются чаще всего в 2007, 2010, 2015 и 2018 годах.
Среди пятидесяти англоязычных песенных текстов было найдено 30 различных сокращений, из которых 18 примеров графических сокращений (шесть из которых представляют собой смешанный тип), 9 примеров слоговых сокращений и 3 примера усечений (Рис. 3).
Рис. 3. Виды сокращений в англоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 3. Types of abbreviations in the discourse of English pop music
По классификации усечений встречаются: 1 пример синкопы, 6 примеров аферезы и 2 примера апокопы.
Среди всех примеров лексических и графических сокращений в англоязычном дискурсе поп-музыки были найдены следующие (Таблица 4):
Таблица 4. Cокращения в англоязычном дискурсе поп-музыки
Table 4. Abbreviations in the discourse of English pop music
Слоговые сокращения | Графические сокращения | Усечения |
wanna, gonna, gotta, gimme, tryna, kinda, Hazmat, outta, hella (9) | Iʼm, gʼ, itʼs, Iʼll, weʼre, Iʼve, Iʼd, letʼs, wonʼt, ainʼt, canʼt, donʼt, Mr. (13). | Апокопы: bro (1). Синкопы: xans (1). |
Смешанный тип (аферезы и апокопа): ʼcause, phone, ʼem, ʼtil, ʼbout, ʼround |
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сокращений, которые используются в англоязычном дискурсе поп-музыки – графические, а именно апострофные, также было найдено одно точечное графическое сокращение.
Среди всех типов сокращений, найденных в песенных текстах, можно проследить частотность их употребления (Таблица 5):
Таблица 5. Частотность сокращений в англоязычном дискурсе поп-музыки
Table 5. The frequency of the usage of abbreviations in the discourse of English pop music
Слоговые сокращения | Графические сокращения | Усечения |
wanna – 10 раз gonna – 10 раз gotta – 7 раз gimme – 4 раза tryna – 6 раз kinda – 2 раза Hazmat – 1 раз outta – 1 раз hella – 1 раз | Iʼm – 14 раз g→ʼ – 10 раз itʼs – 13 раз Iʼll – 8 раз weʼre – 15 раз Iʼve – 10 раз Iʼd – 6 раз letʼs – 5 раз wonʼt – 3 раза ainʼt – 7 раз canʼt – 9 раз donʼt – 14 раз Mr. – 3 раза | Апокопа: bro – 1 раз Синкопа: xans – 1 раз |
| Смешанный тип: ʼcause – 16 раз, phone – 5 раз, ʼem – 7 раз, ʼtil – 3 раза, ʼbout – 2 раза, ʼround – 1 раз |
Среди лексических сокращений наиболее распространены слоговые сокращения. Самыми распространенными примерами графических сокращений являются Iʼm, donʼt, weʼre и itʼs. Самыми распространенными примерами слоговых сокращений являются wanna и gonna. Самыми распространенными примерами смешанного типа являются ʼcause и ʼem.
В англоязычном дискурсе поп-музыки 2000, 2002, 2004, 2006 и 2012 годов сокращений не было выявлено. В песенных текстах других лет были обнаружены следующие сокращения (Таблица 6).
Таблица 6.
Классификация сокращений по годам в англоязычном дискурсе поп-музыки
Table 6.
The classification of abbreviations according to years in the discourse of English pop music
Год (кол-во) | Лексические сокращения | Графические сокращения |
2001 (6) | – | Iʼm, g→ʼ, itʼs, Iʼll, weʼre, donʼt |
2003 (9) | wanna | Iʼm, weʼre, Iʼve, wonʼt, canʼt, donʼt Смешанный тип: ʼcause, ʼtil |
2005 (4) | wanna, gotta, Hazmat | Смешанный тип: ʼcause – |
2007 (15) | wanna, gonna, gimme | Iʼm, itʼs(2), weʼre(2), Iʼd, letʼs, ainʼt, canʼt, donʼt, Mr. Смешанный тип: ʼcause |
2008 (10) | wanna, gonna, tryna, phone | Iʼve, ainʼt, canʼt Смешанный тип: ʼcause(2), ʼem |
2009 (5) | wanna, gonna, kinda, phone | Смешанный тип: ʼcause |
2010 (36) | wanna, gonna(3), gotta, tryna(2), kinda, phone | Iʼm, g→ʼ(3), itʼs(2), Iʼll, weʼre(3), Iʼve, Iʼd, letʼs, ainʼt, canʼt(2), donʼt(3), Mr. Смешанный тип: ʼcause(3), ʼem(2), ʼtil, ʼbout |
2011 (2) | gotta | ʼcause |
2013 (5) | – | Iʼm(2), Iʼll, donʼt, Mr. |
2014 (12) | wanna(2), gonna, gotta(2), gimme, tryna, phone | ʼcause(3), ʼem |
2015 (17) | wanna, gonna, gotta, tryna | Iʼm(2), itʼs(2), Iʼll, weʼre(2), Iʼve(2), Iʼd, letʼs, ainʼt, donʼt |
2016 (11) | outta, xans | Iʼm, g→ʼ, itʼs, weʼre, Iʼve, canʼt, donʼt(2) Смешанный тип: ʼem |
2017 (13) | bro | Iʼm, g→ʼ, itʼs, weʼre, Iʼve(2), Iʼd, letʼs, donʼt(2) Смешанный тип: ʼcause, ʼem |
2018 (17) | gonna, gimme, hella | Iʼm(2), g→ʼ, itʼs(2), Iʼll(2), weʼre(2), letʼs, ainʼt, canʼt Смешанный тип: ʼcause, ʼbout |
2019 (11) | gimme, phone | g→ʼ, itʼs, Iʼll(2), Iʼve, Iʼd(2), ainʼt, donʼt |
2020 (22) | wanna, gonna, gotta, tryna
| Iʼm(2), g→ʼ(2), itʼs, weʼre(2), Iʼve, wonʼt(2), ainʼt, canʼt(2), donʼt Смешанный тип: ʼcause, ʼem, ʼtil, ʼround |
Больше всех лексических и графических примеров, количество которых составляет 36, было найдено в песенных текстах 2010 года. Меньше всего примеров, количество которых 2, было найдено в песенных текстах 2011 года.
В основном все графические и слоговые сокращения, кроме «Mr.» и «Hazmat», которые образовались от существительных, произошли от различных конструкций, а именно от сложения местоимения и вспомогательного глагола («Iʼm», «itʼs», «weʼre»), вспомогательного или модального глагола и частицы not («wonʼt», «canʼt», «donʼt»), смыслового глагола и фонетически измененной частицы to («gonna», «wanna», «tryna»), смыслового глагола и объектного местоимения («letʼs», «gimme»), поэтому они выполняют функцию глагола, а именно обозначают действие предмета, но они не могут изменяться по формам.
Такие усечения, как «xans», «phone» и «bro» произошли от существительных, и поэтому в английском языке они имеют число, притяжательный падеж и артикль, таким образом выполняя функцию существительных. Смешанный тип графических сокращений «ʼcause», «ʼtil», «ʼbout» и «ʼround» образовался от предлогов и сохраняют их функцию. То же самое можно сказать о «ʼem», которое сократилось от местоимения, поэтому выполняет его функцию. Также, как и в русском языке, большинство слов сокращается для того, чтобы сохранить рифму и ритм в песне.
В сумме все сокращения встречаются 195 раз, среди которых 117 графические сокращения, 37 усечения и 41 слоговые сокращения (Рис. 4).
Рис. 4. Количество сокращений в англоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 4. The number of abbreviations in the discourse of English pop music
Из пятидесяти проанализированных песенных текстов было найдено 195 примеров употребления сокращений. Из них только 4 содержат по одному примеру различных сокращений и 10 содержат по два примера. Остальные содержат от трех до восьми примеров сокращений.
В данной работе были также рассмотрены 50 немецкоязычных песенных текстов на наличие графических и лексических сокращений. Среди лексических сокращений, а именно слоговых сокращений, часто встречаются следующие виды:
- Im, образовавшееся от предлога in и артикля дательного падежа мужского или среднего рода dem.
Пример
Ich suche im Dunkeln
Nach irgendeinem Funkeln (Luca Hänni «Bei Mir», 2018).
- Am, образовавшееся от предлога an и артикля дательного падежа мужского или среднего рода dem.
Пример
Die Sonne geht und Liebe verschwindet
Doch die Welt scheint neu
Am Morgengrauen (LaFee «Alles Gute», 2011).
- Vom, образовавшееся от предлога von и артикля дательного падежа мужского или среднего рода dem.
Пример
Ich rede vom
Sehʼn was unsichtbar scheint Hörʼn was lang verstummte
Fühlʼn was mich nicht betrifft (Mark Forster «Die Kleinen Dinge», 2012).
Среди усечений в немецкоязычном дискурсе поп-музыки часто встречаются следующие:
- Синкопа «grade», образовавшаяся от наречия gerade.
Пример
Schon lang unterwegs, aber frag nicht wie spät
Denn all die Probleme tun grade nicht mehr weh (Luca Hänni «Nie Mehr Allein», 2020).
- Синкопа«dran»,образовавшаясяотсловаdaran.
Пример
Gehtʼs mal nach rechts
Ich fahrʼ dran vorbei Ich schauʼ hinterher
Doch bleibʼ dabei (Mark Forster «Auf Dem Weg», 2012).
- Синкопа«drin»,образовавшаясяотсловаdarin.
Пример:
Stell dir vor, wie säßen drin
Egal, wohin (Max Giesinger «Legenden», 2018).
- Синкопа«drauf»,образовавшаясяотсловаdarauf
Пример
Ich laufʼ drauf los soweit ich kann
Weiß nicht wohin, ich kommʼ schon irgendwie an (Mark Forster «Alles Wird Gut», 2012).
- Синкопа «drüber», образовавшаяся от слова darüber.
Пример
Und dann der Handstand, umgedreht, kopfüber
Vor mir ein Seil ohne Netz, doch ich stehʼ drüber (Max Giesinger «In Balance», 2016).
- Синкопа «drunter», образовавшаяся от слова darunter.
Пример
Mal ein bisschen drunter, mal ein bisschen drüber
Doch immer in Balance (Max Giesinger «In Balance», 2016).
- Синкопа «unsre», образовавшаяся от местоимения unsere.
Пример
Die Schlüssel liegen auf dem Tisch Habʼ die Fenster zugemacht
Die Blumʼn nochmal gegossen
All unsre Bilder eingepackt (Max Giesinger «Leerer Raum», 2018).
- Синкопа «der U-Bahnhof», образовавшаяся от существительного der Untergrundbahnhof.
Пример:
Über den U-Bahnhof unter die Stadt Und alles scheint möglich
So langʼs nicht passiert
Und danach bleibt nur das, was man hat (Glasperlenspiel «Unser Letztes Lied», 2015).
- Апокопа «der Akku», образовавшаяся от существительного der Akkumulator.
Пример
Wir geben alles, doch der Akku hält nicht Tage lang
Wir nehmen hin, was gestern nicht in Frage kam (Glasperlenspiel «Was Du Nicht Weißt», 2014).
- Апокопа «der Touri», образовавшаяся от существительного der Tourist.
Пример
Ein Griff in den Mandarinenkarton und schnell weg von hier
Den Touri am Eck fixiert
Ungefragt den Dreck von seinen
Schuhen poliert (Namika «Wenn Sie Kommen», 2015).
- Апокопа «das Brutto», образовавшаяся от существительного das Bruttoinlandsprodukt.
Пример
Nehmʼ jeden zweiten Sommer Urlaub mit
Kriegʼ 1,5 Kinder im Schnitt
Und 45.000 Brutto im Jahr (Namika «Alles Was Zählt», 2018).
- Апокопа «das Abi», образовавшаяся от существительного das Abitur.
Пример
Nach dem Abi erstmal Party gemacht
Und sie blieb mit uns wach bis morgens um Acht (Namika «Parkbank», 2018).
Среди графических апострофных сокращений наиболее распространены следующие:
- Слова, в которых буква «e» заменяется апострофом. В основном этот процесс происходит в глаголах в окончании «en» или полностью при первом спряжении единственного числа глаголов: gehʼ, habʼ, wärʼ.
Пример
Ich gehʼ nicht ans Telefon
Der Fernseher ohne
Ton Geschlossʼne Jalousien
Weiß nicht mal, welchen Tag wir haben (Max Giesinger «Sommer», 2018).
- «ʼs» образовавшиеся от es и означающие «это».
Примеры
Warum nur lässt du uns allein
Papa hatʼs doch nicht so gemeint (LaFee «Wo Bist Du (Mama)», 2006).
Ich spring – Ich habʼs lachend getan
Aber der Tag ist jetzt da und dem ich sag (LaFee «Herzlich Willkommen», 2011).
- Fürʼs,образовавшееся от предлога für и артикля среднего рода das.
Примеры
Der Chef macht wieder Stress, doch ich lächelʼ fürʼs Geschäft
Jeden Tag viertel vor Zehn fahrʼ ich runter inʼs Café (Glasperlenspiel «Schloss», 2018).
- Aufʼn, образовавшееся от предлога auf и артикля den.
Пример
Sie würde gerne mal auf ʼn Date gehʼn
In ihrem Lieblingskleid nicht nur vor dem Spiegel stehen (Max Giesinger «Wenn Sie Tanzt», 2016).
- Aufʼs, образовавшееся от предлога auf и артикля среднего рода das.
Пример
Ich könnte hier ewig stehʼn
Und mit dir aufʼs Meer raussehʼn (Max Giesinger «Unser Sommer», 2014).
- Anʼs, образовавшееся от предлога an и артикля среднего рода das.
Пример
Oder gehʼ mit mir – bis anʼs Ende der Welt
Lassʼ mich nicht los, bis jedes
Hindernis fällt Entscheide dich jetzt, gegen alles, was dich hält
Und gehʼ mit mir – bis anʼs Ende der Welt (Max Giesinger «Bis Ans Ende Der Welt», 2014).
- Anʼn, образовавшееся от предлога an и артикля винительного падежа мужского рода den.
Пример
Doch immer wieder dann irgendwann
Denkʼ ich zurück da anʼn Anfang
Und ich denkʼ an uns, ich denkʼ an dich (yeah)
Und immer wenn ich irgendwas vermissʼ (Mark Forster «Comeback», 2018).
- Inʼs – авторское сокращение, образовавшееся от предлога in и артикля среднего рода das.
Пример
Jeden Tag viertel vor Zehn
Fährst du vom Neunten inʼs Café (Glasperlenspiel «Schloss», 2018).
- Cm, образовавшееся от существительного der Zentimeter . Является нулевым типом графического сокращения.
Пример
140cm, unser Rechteck von Licht
Wenn die Matratze breiter wird, dann wächst der Riss, der es bricht (Prinz Pi «1,40m», 2016).
К смешанному типу графических сокращений также можно отнести следующие примеры:
- Апокопа «maʼ», образовавшаяся от наречия mal.
Пример:
Hör zu, hör zu, jetzt hör maʼ zu
Das geht schon klar, ist alles cool
Die Nacht wird lang, viel zu tun (Mark Forster «Comeback», 2018).
- Апокопа «nichʼ», образовавшаяся от частицы .
Пример:
Nur ich und du mehr nichʼ
Wenig ist viel
Seit du in meinem Leben bist (Glasperlenspiel «Für Immer Dein», 2014).
- Афереза «ʼnem», образовавшаяся от неопределенного артикля .
Пример:
ʼNer Küche, ʼnem Bad
Zwischen Ordnung und Chaos, der perfekte Spagat
Schön abgerundet, mit ʼnem Bausparvertrag (Max Giesinger «Für Dich, Für Mich», 2016).
Таким образом, можно выявить закономерность, что в немецкоязычном дискурсе поп-музыки сильно выражена тенденция к сокращению слов, так как среди всего текста песни может встретиться от двух до восьми сокращений, вне зависимости от того, насколько современна песня. В данном дискурсе поп-музыки распространены как лексические, так и графические сокращения. В каждом песенном тексте присутствует как минимум один тип графических сокращений. Сокращения в немецкоязычном дискурсе поп-музыки встречаются чаще всего в 2014, 2015, 2016 и 2018 годах.
Рис. 5. Виды сокращений в немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 5. Types of abbreviations in the discourse of German pop music
Среди пятидесяти немецкоязычных песенных текстов было найдено 27 различных сокращений, из которых 12 примеров графических сокращений (три из которых представляют собой смешанный тип), 3 примера слоговых сокращений и 12 примеров усечений (Рис. 5).
Среди всех примеров лексических и графических сокращений в немецкоязычном песенном дискурсе были найдены следующие (Таблица 7):
Таблица 7. Виды сокращений в немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Table 7. Types of abbreviations in the discourse of German pop music
Слоговые сокращения | Графические сокращения | Усечения |
im, am, vom (3) | e→ʼ, ʼs, fürʼs, aufʼn, aufʼs, anʼs, anʼn, inʼs, cm (9). | Апокопы: der Akku, der Touri, das Brutto, das Abi (4) |
Синкопы: grade, dran, drin, drauf, drüber, drunter, unsre, der U-Bahnhof (8) | ||
| Смешанный тип: nichʼ, maʼ, ʼn. |
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сокращений, которые используются в немецкоязычном дискурсе поп-музыки – усечения (синкопы) и графические сокращения.
Также можно проследить частотность употребления различных видов сокращений (Таблица 8):
Таблица 8.
Частотность сокращений в немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Table 8.
The frequency of the usage of abbreviations in the discourse of German pop music
Слоговые сокращения | Графические сокращения | Усечения |
im – 31 раз am – 18 раз vom – 5 раз | e→ʼ – 49 раз ʼs – 32 раза fürʼs – 2 раза aufʼn – 1 раз aufʼs – 1 раз anʼs – 1 раз anʼn – 1 раз inʼs – 1 раз cm – 1 раз | Апокопа: der Akku – 2 раза der Touri – 1 раз das Brutto – 1 раз das Abi – 1 раз |
| Синкопы: grade – 5 раз dran – 9 раз drin – 1 раз drauf – 5 раз drüber – 2 раза drunter – 1 раз unsre – 10 раз der U-Bahnhof – 1 раз | |
Смешанный тип: nichʼ – 2 раза, maʼ – 2 раза, ʼn – 25 раз |
Самыми распространенными примерами графических сокращений являются e→ʼ и ʼs. Самыми распространенными примерами слоговых сокращений являются im и am. Самыми распространенными примерами усечений являются ʼn и unsre.
В немецкоязычном дискурсе поп-музыки 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007, 2008, 2010 и 2013 годов сокращений не было выявлено. В песенных текстах других лет были обнаружены следующие сокращения (Таблица 9):
Таблица 9. Классификация примеров сокращений по годам в немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Table 9. The classification of abbreviations according to years in the discourse of German pop music
Типы | Лексические сокращения | Графические сокращения (в том числе смешанного типа) |
Год | ||
2006 (9) | im, | e→ʼ(3), ʼs(3), fürʼs, ʼn |
2009 (3) | im | e→ʼ, ʼs |
2011 (12) | im(3), am(2), grade, dran | e→ʼ(3), ʼs(2) |
2012 (17) | im(2), am(2), vom, ʼn, grade, dran(2), drauf | e→ʼ(3), ʼs(3), maʼ |
2014 (19) | im(4), am, unsre, der Akku | e→ʼ(5), ʼs(2), aufʼs, anʼs, ʼn, nichʼ(2), |
2015 (22) | im(4), am(3), unsre, der U- Bahnhof, der Touri | e→ʼ(5), ʼs(3), ʼn(4), |
2016 (20) | im(2), am(2), vom, grade, drüber, drunter | e→ʼ(5), ʼs(2), aufʼn, cm, ʼn(3), |
2017 (13) | im(3), am, dran(2), drauf | e→ʼ(3), ʼs, ʼn(2) |
2018 (89) | im(10), am(7), vom(3), grade, dran(4), drin, drauf(3), drüber, unsre(8), der Akku, das Brutto, das Abi | e→ʼ(19), ʼs(13), fürʼs, anʼn, inʼs ʼn(12), maʼ |
2019 (4) | im | e→ʼ, ʼs, ʼn |
2020 (3) | grade | e→ʼ, ʼs |
Больше всех лексических и графических примеров, количество которых составляет 89, было найдено в песенных текстах 2018 года. Меньше всего примеров, количество которых 3, было найдено в песенных текстах 2009 и 2020 годов.
Все графические и слоговые сокращения произошли от различных конструкций и частей речи и продолжают выполнять их функции. Большинство слов сокращается для того, чтобы в песне присутствовала рифма и ритм.
В сумме все сокращения встречаются 211 раз, среди которых 89 графических сокращений, 68 усечений и 54 слоговых сокращений (Рис. 6).
Рис. 6. Количество сокращений в немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Fig. 6. The number of abbreviations in the discourse of German pop music
Из пятидесяти проанализированных песенных текстов было найдено 211 примеров употребления сокращений. Из них только 3 содержат по 2 примера различных сокращений и 13 содержат по 3 примера. Остальные содержат от четырех до восьми примеров сокращений.
Таблица 10 Сопоставительный анализ использования сокращений в русско-англо- и немецкоязычном дискурсе поп-музыки
Table 10. Comparative analysis of the usage of abbreviations in the discourse of Russian, English and German pop music
Англоязычныйпесенный дискурс | Немецкоязычныйпесенный дискурс | Русскоязычныйпесенный дискурс | |
Высокая частотность употребления графических сокращений | Графические сокращения доминируют. | Низкая частотность употребления графических сокращений. | |
Количество слоговых сокращений и усечений в три раза меньше графических. | Наименьшее количество усечений и слоговых сокращений по сравнению с другими языками | Преобладание лексических сокращений, большинство из которых являются усечениями. | |
Большое количество сокращений в целом, что обусловлено языковыми особенностями. | Низкое количество сокращений в целом. | ||
Образование сокращений от различных конструкций и различных частей речи.
| Образование сокращений только от имен существительных. | ||
Наибольшее количество сокращений в 2010 году | Наибольшее количество сокращений в 2018 году. | ||
- Сокращения принимают функции тех частей речи, от которых они были образованы. - Использование сокращений для соблюдения ритма и рифмы, а также речевой экспрессии и компрессии. |
Таким образом, можно прийти к выводу, что англоязычный и немецкоязычный дискурсы поп-музыки обнаруживают большее сходство между собой по сравнению с русскоязычным дискурсом, что обусловлено общими языковыми чертами. Возможности русского языка при образовании сокращений в дискурсе поп-музыки остаются ограниченными.
Список литературы