Миф подземного мира у Дона Делилло
Aннотация
Настоящее исследование рассматривает переосмысление мифа о подземном мире в романе Дона Делилло Подземный мир, демонстрируя, как автор трансформирует классические катабасис (нисхождение в подземный мир) и некйию (призывание мертвых) в современный социополитический и психологический контекст. Посредством фрагментарной нарративной структуры Делилло конструирует подземный мир как лиминальное пространство, в котором сходятся подавленные исторические пласты, идеологические силы и системные тревожности. Переплетая интертекстуальные отсылки – от Триумфа смерти Брейгеля до Записок из подполья Достоевского, Бесплодной земли и Полых людей Т. С. Элиота – роман исследует глубинные, скрытые механизмы, формирующие современное бытие. Центральным аспектом данного исследования является трактовка Делилло отходов — как материальных, так и символических – в качестве знака культурной энтропии и исторического забвения. В отличие от прежних исследований, помещающих Подземный мир в рамки историографии холодной войны или постмодернистской критики историописания, данная статья акцентирует мифологическое измерение романа, выявляя, как Делилло заимствует и переосмысляет нарративы нисхождения в подземный мир для критики кризиса памяти, контроля и идеологической стратификации в условиях модерности. В конечном итоге Подземный мир ставит под вопрос линейные модели исторического осмысления, предлагая контр-историю, которая усиливает голоса забытых и дестабилизирует границы между прошлым и настоящим, поверхностью и глубиной, официальным дискурсом и вытесненной истиной.
Ключевые слова: Подземный мир, Миф, Система метро Нью-Йорка, Катабасис, Некия, Подземный мир, Делилло, Триумф смерти, Отходы, Плутоний, Фрагментация нарратива
Благодарности
Данное исследование поддержано Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербии (контракт № 451-03-66/2024-01/200184).
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.