16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2015-1-4-67-70

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ДОБРА И ЗЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ч.Т.АЙТМАТОВА(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ТАВРО КАССАНДРЫ»)

Aннотация

В статье рассматриваются способы репрезентации концептов «добро» и «зло» как универсалий человеческого мышления в терминах когнитивной лингвистики, раскрываются их содержательные характеристики на основе их вербальной объективизации в языке Ч.Айтматова (на материале романа «Тавро Кассандры»).


Великий кыргызский писатель Ч.Айтматов занимает достойное место в истории литературы ХХ века. Объектом исследования в данной работе стали тексты его произведений, в качестве предмета исследования рассматриваются концепты «добро» и «зло» как универсалии человеческого мышления в терминах когнитивной лингвистики, раскрываются их  содержательные характеристики на основе их вербальной объективизации в языке Ч.Айтматова (на материале романа «Тавро Кассандры»).

В современной лингвистике очень много разных подходов дают на определение термина «концепт», нам наиболее близка определение  З.Д.Поповой и И.А.Стернина.

З.Д. Попова и И.А.Стернин развивают когнитивный подход к пониманию концепта, определяя концепт как «глобальную мыслительную единицу,  представляющую собой квант структурированного знания» [2,с.4].

В рамках когнитивной лингвистики для представления структуры концепта используются термины «фрейм» и «слот». Формально фрейм представляют в виде структуры узлов и отношений. Вершинные уровни фрейма фиксированы и соот­ветствуют вещам, всегда справедливым по отношению к предполагаемой ситуации. Ниже этих узлов — терминальные узлы, или слоты (от англ. slot) .

Для структурного анализа художественного концепта-оппозиции «Добро — Зло» нам представляется необходимым взять за основу фреймо-слотовую структуру концепта. Кроме того, принимается во внимание полевая организация концепта, предложенная И. А. Стерниным и И. А. Тарасовой, и анализируется базисный (понятийный) слой и периферийные слои концепта, включающие ассоциативно-образный и эмоционально-оценочный слои. Нами также рассматривается структура концепта с точки зрения реализации в нем следующих моделей: архетипная модель, культурологическая (прототипическая) модель и индивидуально-авторская модель.

В когнитивной лингвистике ведущими методами признаются семантико-когнитивный анализ концептов и фреймовый анализ. Ключевым термином фреймового анализа является термин «фрейм»; наряду с «образами», «прототипами», «схемами» и др., фреймы представляют собой разного рода связанные конструкции, в виде которых в памяти человека хранятся знания об окружающем мире [5,с.65]. Разработка подобных когнитивных структур связана, в первую очередь, с работами Ч. Филлмора, Дж. Лакоффа, М. Минского. Фреймы, когнитивные структуры, стоящие за значением слова и обеспечивающие его понимание, образуют иерархически упорядоченные элементы – субфреймы, а также слоты, более мелкие единицы, составляющие какой-либо аспект или часть фрейма.

Профессор д.ф.н., Дербишева З.К.  отмечает в своей книге, чтобы изучить языковую концептосферу писателя,  нужно выбрать ключевые концепты, ментальные формулы, идиомы, метафоры, сравнения и т.д.  Каждая из ментальных формул рождалась в недрах творческого сознание, терзали его душу, сердце и помимо его желания становились мудрым изречением, философской сентенцией, яркой самобытной метафорой. Концептосферу Ч.Айтматова она представила следующими  ключевыми концептами: «Дети», «Любовь», «Нравственность», «Душа», «Зло»,  «Добро», «Слово», «Человек», «Жизнь», «Мысли», «Власть», «Совесть», «Природа», «Языковой космос», «Музыка», «Культура», «Художник», «Религия», «Судьба», «Война», «Истина», «Память», «Современный мир». Каждая из этих категорий представлена россыпью драгоценных мыслей писателя[3,с.17].

Взгляд любого художественного писателя слова имеют два типа зрения: это визуальное (т.е. физическое, то, что может увидеть любой зрячий) и гипотетическое, ментальное (т.е. воображаемое), его видит только тот, кто обладает зрением ума и души. В этом смысле справедливы слова Л. Чернейко: «Зрение – функция света, умозрение – функция души» [4, с.58].

Особое место в концептосфере Ч.Айтматова занимает концепт «Зло». В его наблюдениях людское зло является воинствующим, немало его произведений имеет трагический конец, когда, пройдя через борьбу «добра»  со «злом», главные герои терпят поражение. Это особенно ярко проявилось в его романах «Плаха», «Когда падают горы», «И дольше века длиться день», «Тавро Кассандры», «Белый пароход». Ч.Айтматов в одном из интервью говорил: «Добро несовместим со злом, да «положительные» герои терпят поражение в схватке с «отрицательными», но вместе с тем погибель  главных героев заставляют нас ценить и  понимать смысл права быть  свободными людьми, ведь ради этого герои отдали жизнь. Тем они прекрасны и величественны для живых. Герои гибнут не от безысходности, а с непримиримостью с таким положением «дел».

Мы знаем, что концепт зло  на понятийном уровне имеет иерархически сложную фреймовую структуру, состоящую из слотов (как элемент концепта), которым в языке соответствуют вербализующие их лексические единицы. Анализ лексических единиц, наполняющих сценарий концепта, позволяет выявить их способность реализовать те или иные признаки концепта зло. Концепт зло в романе представлены следующими фреймами «Кассандро-эмбрион», «Тавро Кассандры», «Оливер Ордок», «Толпа». «Невзгоды», «Филофей».

1) Фрейм «Кассандро-эмбрион» - это иксроды - беззаветные революционеры ХХI века. В индивидуально-авторском видении  иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар этот символ писатель развивает мысль о том, что в цепи развития человеческой эволюции велика ответственность каждого ее субъекта как перед прошлым, так и перед будущим. Родовая вина, поколениями накопленная в индивиде, влияет и на будущие поколения, упрочивая бездну негатива в каждом вновь рожденном на свет, чтобы продолжить неуклонное движение к апокалипсису. Экзистенциальный страх кассандро-эмбрионов перед жизнью - это не случайность, а закономерное явление, следствие накопленного веками зла, отчаяния и ненависти. И ядерными единицами  данного фрейма,  являются слоты «Разрушение», «Гитлер», «Сталин», которые  реализуются такими выражениями, как: Зародыш подающие негативные сигналы, неприятие и предчувствие рока и беды, ребенок, относящийся к судьбе негативно, негативное отношение к рождению, ребенок, ожидающий беспросветную нищету, болезнь и насилие, пороки и унижения, несчастный зачаток будущего некрофила, ужасный преступник, эмбрион, предчувствующий рок, беду, источник зла. Эти выражения указывают на то, что кассандро-эмбрион может принести зло на землю.

2) Следующий фрейм «Тавро Кассандры», который расширяется в тексте такими синонимами, как: знак-сигнал,сигнал беды, проклятый знак, тревожный сигнал,  злополучный знак. Эти единицы, представляют наиболее точные понятийно-сущностные номинации Тавро Кассандры.

Фрейм  «Тавро Кассандры»  в концептосфере Ч.Айтматова включает в себя такие слоты как: «трагедия», «тревога», «проклятие», «катастрофа», «война», которые объективируются такими выражениями, как: изощренная дьявольщина, порочность и гибельность людского бытия, мучительная участь человечества,  яростное послание,  наказание из преисподней,грядущий аппокалипсис, зловещее багровое пятнышко,  агрессия со стороны космоса, подкоп, затеянный со злым умыслом, с античеловеческой целью,  сокрушение духа,  великая смута на земле, предсказательница бед и несчастий,космическая авантюра, искажение и деструкцию человечегого генефонда,  мировое зло,неизбежный апокалиптический обвал,нечто грозное,  вызов брошенный судьбой, роковая проблема,  сигнал  о таящемся в нас зле, гадость и позор,  указывающие на зло, которое может принести этот знак-сигнал.

3) Фрейм «Оливер Ордок»  в художественном тексте включает в себя слоты   «Низость», «Наглость», «Подлость»,  реализующиеся следующей лексикой: «Птичье лицо», лицо экзальтированного Геббелса, честолюбивый,  жаждущий власти, юркие черные глаза,  имеющей отрицательную коннотацию и оценивающей лицемерного, подлого человека,  который в любое время может предать всех, как предал Борка.

4) Фрейм «Толпа»  в художественном тексте включает в себя слоты   «Насилие», «Злоба», «Убийство»,  реализующиеся следующей лексикой: «Уличная публика», исчадие ада, шумная, наэлектризованная уличная демонстрация, гнусная сборища врагов отечества, кровь, слезы и стоны, схватки сотен людей, обезумевшие люди,  кипение свирепых, разрушительных вожделений, злобные хохоты, гул громадного осиного роя, ищущего выхода в излиянии яда, обезумевшая толпа, куча беснующих людей, преступники,  дикая расправа с человеком, бунт, хаос, смута, бушующий людской океан, в индивидуально-авторском видении Ч.Айтматова в произведении «Тавро Кассандры»  «толпа» оценивается как агрессивная масса людей, рвущихся вперед, сметая все на своем пути (убийство Борка).

5) Фрейм «Невзгоды»  в художественном тексте включает в себя слоты   «Наказание», «Кара всевышнего», «Негодование»  реализующиеся следующей лексикой в художественном тексте: голод, трущобы,  болезни, СПИД, война, экономический кризис, преступность, проституция, наркомания и наркомафия, межэтнические побоища, расизм, экологические и  энергетические катастрофы, ядерные испытания, черные дыры, которые выражают зло. И зло которое принесет всем горе и несчастье.

6) Фрейм «Филофей»  в художественном тексте включает в себя слоты   «Анархист», «Негодяй», «Злодей»,  реализующиеся следующей лексикой: грешная душа, дьявол, злостный вселенский смутьян, космический стукач, сатана, Фауст, враг социализма, провакатор, мерзавец, демон, проклятый патриархат, самоубийца. Эти слоты из текста выражают Филофея с отрицательной точки зрения. Филофей  рассматривается в тексте и в положительном, и в отрицательном смысле например, как пророк, ученый, солнце из-за горы.

Понятийная составляющая концепта добро характеризует все положительное, светлое, приятное, успешное, полезное,  то есть добрые дела, поступки, приносящие пользу. Концепт добро в романе состоит из  следующих фреймов «Энтони Юнгер»  «Киты»  «Океан».    Понятийная составляющая концепта добро характеризует все положительное, светлое, приятное, успешное, полезное,  то есть добрые дела, поступки, приносящие пользу. Концепт добро в романе состоит из  следующих фреймов «Энтони Юнгер»  «Киты»  «Океан». 

1) Фрейм «Энтони Юнгер»  в индивидуально-авторской концептосфере Ч.Айтматова  включает в себя слоты «единомышленник», «миссия», «жертвенность», реализующиеся такими выражениями, как: светлый луч. Эти слоты указывают на то,  что Энтони Юнгер хочет помочь  человечеству.

2) Фрейм «Киты» как воплощение добра в художественном тексте включает в себя  слоты «Радары», «Жертвы», которые объективированы следующими выражениями:как журавли в небе, большое стадо, могучие животные, вселенские радары, обрекающие себя на смерть животные - киты, по мнению Ч.Айтматова - это живые радары вселенной, тонко улавливающие все мировые катаклизмы, предчувствующие наступление катастрофы. Мир  космоса очерчен реалиями природных объектов (океан, звезды) и зооморфных образов (киты, сова). Все вышеназванные образы лейтмотивны, но доминирующим из них является образ китов. Его использование в тексте связано с репродукцией в различные смысловые плоскости, проецирующие отношение Борка к этим животным: восхищение их красотой, тревожные предчувствия грядущих бед, жалость и ужас от увиденного самоубийства (киты без видимой причины выбрасываются на берег). Китов герой часто видит и во сне, отождествляя себя с одним из них и пытаясь прочувствовать его поведение изнутри: «И тут, на развороте самолета по курсу, он вдруг увидел с накренившегося борта большое стадо плывущихв океане китов. Он увидел их настолько отчетливо, настолько единообъемно в пространстве и движении, это было столь ошеломительно, что дух захватило. А ведь они, киты, ему часто снились.…  И вроде бы звали его за собой.… Почему они погибают, выбрасываясь на берег? Самоеглавное, что в своих снах он ощущал себя китом. Он чувствовал: то, что постигнет китов, постигнет и его <…>» [1]. Мифологема «кит» напрямую соотносится со структурой мироздания, реализуя охранительно-созидательную функцию. (Например, «сначала землю поддерживали семь китов, однако со временем она слишком отяжелела от грехов, совершаемых людьми. Четыре кита не выдержали нагрузки и нырнули в бездонную пучину. Три кита старались изо всех сил, но предотвратить затопления большей части суши не смогли. Именно,  это стало причиной Всемирного потопа» [3]). Эти слоты раскрывают добро через представителя мира зверей: киты показаны как предчувствующие беду, который обрушится на землю. Айтматов призывает людей учиться у природы и указывает на укоренённость этой идеи в национальных традициях, в мифологии. Совесть и мудрость переданы именно через образы кита и совы.

В заключении можем сказать, что в  этом романе  концепта зла больше,  потому что Ч.Айтматов хотел успеть предупредить нас живущих на земле о грядущих опасностях избранного нам пути развития. Чувствуется тревога за бытие человечества «Экзистенциальный страх кассандро-эмбрионов перед жизнью – это не случайность, а закономерное явление, следствие накопленного веками зла, отчаяния и ненависти». Именно накопленное веками зло породило таких как Филофей осознающих, но ничего с этим не могущих поделать людей без роду и племени».

В итоге можем сказать, что, из его произведений следует, что представления о добре и зле в айтматовских произведениях с высокой эффективностью реализуются через лексемы этике и эстетике имеют определенную семантику.

   Все они регулярно используются для передачи нравственной сущности героев Концепты добро и зло отражают мировоззренческую позицию Ч.Т. Айтматова.

Список литературы

1. Айтматов Ч. Тавро Кассандры – М.: «ЭКСМО», 1995. // URL: http://www.imwerden.info/ belousenko/books/Aitmatov/aitmatov_kassandra.htm

2. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А Стернин. — М: ACT: Восток - Запад, 2007. — 314.

3. «Вселенная Чингиза Айтматова». Сост.З.К.Дербишева.-Б.:КТУ «Манас», 2012.-192.

4. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном       тексте// Филологические науки. 1994. №2. С.58-70.

4.  Легенды и мифы о китах// URL: http: // kitoboy. livejournal.com/6994.html

5. Кобозева И.М. Лингвистическая  семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.