Архитектоника научно-популярного концепта-доминанты «Географические открытия» в свете интерпретативного моделирования
В статье рассматривается архитектоника концептосферы научно-популярного текста как совокупность научно-популярных концептов с целью выявления специфики построения этого исследовательского конструкта. Научно-популярный концепт понимается как исследовательский конструкт, имеющий ядерно-периферийное номинативное поле в виде совокупности маркеров научно-популярной репрезентации реальности. Моделируется и интерпретируется архитектоника одного из научно-популярных концептов – цивилизационно ориентированного концепта-доминанты «Географические открытия». Обосновывается представление номинативного поля концепта-доминанты в виде графической диахронической семиярусной ядерно-периферийной модели. Исходя из того, что концепт-доминанта как исследовательский конструкт представляет собой совокупность субконцептов, научно-популярный концепт-доминанта «Географические открытия» рассматривается в виде совокупности четырёх субконцептов: субконцепт «Великие мореплаватели», субконцепт «Великие землепроходцы», субконцепт «Путешествия», субконцепт «Открытые географические объекты». Подчеркивается возможность расширения списка субконцептов в результате последующих исследований. На материале интернет-источников на английском языке анализируется номинативное поле субконцепта «Христофор Колумб – великий мореплаватель» и номинативное поле субконцепта «The First Voyage of Christopher Columbus / Первое путешествие Христофора Колумба». На материале книги на русском языке о великих русских мореплавателях, изданной в 1898 году, анализируется номинативное поле субконцепта «Витус Беринг – великий мореплаватель» и номинативное поле субконцепта «Путешествие Беринга». Посредством когнитивно-герменевтического анализа доказывается, что номинативные поля субконцепта «Христофор Колумб – великий мореплаватель» и субконцепта «Витус Беринг – великий мореплаватель» представляют собой синергию фрейма и когнитивного сценария. Устанавливается, что субконцепт «The First Voyage of Christopher Columbus / Первое путешествие Христофора Колумба» и субконцепт «Путешествие Беринга» реализованы в виде персонифицированных нелинейных когнитивных сценариев, в которых выявлены хронемы, маркеры поляризации, точки субтерминальности, экспедиционная лексика, указывающая на специфику экспедиции. В результате проведенного исследования получена интерпретативная модель двух сегментов научно-популярного концепта-доминанты «Географические открытия». В научный тезаурус введены термины: информативная плотность номинативного поля концепта, графическая диахроническая модель концепта, социографический маркер, точка субтерминальности, фоновый сопряжённый терминал.
Иллюстрации
Огнева Е. А. Архитектоника научно-популярного концепта-доминанты «Географические открытия» в свете интерпретативного моделирования // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т.7, N2. C. 78-94. DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-8
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып ІV. Концептуализация мира в языке: коллектив. моногр. М.: ИЯ РАН; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 25-78.
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. 5-е изд. М.: Флинта, 2016. 521 с.
Бузина Е.И. Детерминация лексических таймеров в темпоральной структуре художественного текста // Иностранные языки: лингвистические и методологические аспекты: Межвуз. сборник науч. трудов. Вып. 44. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019.С. 174-178.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. М.: Наука, 2007. 139 с.
Гаспарян Г.Р. Текст как дискурсивное со-бытие / Г.Р. Гаспарян, В.Е. Чернявская // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 4. С. 44-51.
Гламазда С.Н. Специфика интерпретации маркеров социумной контекстной поляризации // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т.5. № 3. С. 23-32.
Даниленко И.А. Дуальный концепт как разновидность двухъядерного художественного концепта // Иностранные языки: лингвистические и методологические аспекты. 2019. № 44. С. 183-189.
Дронова Л.П. Методика диахронического исследования и когнитивный подход к языку // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 2 (22). С. 22-39.
Дронова Л.П. Методика диахронического исследования и когнитивный подход к языку. Ч. II // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014а. № 2 (28). С. 16-24.
Дронова Л.П. Диахроническое представление концепта: к методике анализа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014б. № 3 (040). С. 59-65.
Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.
Лотман Ю.М. Чему учатся люди (статьи и заметки). М: Рудомино, 2010. 416 с.
Лялина М.А. Русскie мореплаватели арктическie и кругосвѣтные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф.П. ф.-Врангеля, гр. Ф.П. Литке, Пахтусова, А.Э. Норденшельда, И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена. С-Петербургъ: изданiе А.Ф. Деврiена, 1898. 445 с.
Огнева Е.А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 280 с.
Огнева Е.А. Концепция интерпретации архитектоники текстового когнитивного сценария. Научный результат. Том 1. № 2 (2). 2014. С. 75-87. URL:http://www.belsu-research-result.ru/images/stories/nom2/lingvistika.pdf (дата обращения: 17.09.2014)
Огнева Е.А. Научно-популярный концепт: моделирование и интерпретация // Текст. Язык. Человек: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 1 / УО МГПУ им. И. П. Шамякина; редкол.: С.Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. Мозырь, МПГУ им. И. П. Шамякина, 2017. С. 31-33.
Прохорова А.В. Речевая репрезентация биполярности художественной картины мира (на материале оппозитивного дискурса прозы Л. Андреева). АКД дисс… канд. филол. н. по специальности 10.02.01 – русский язык. Елец, 2018. 25 с.
Щирова И.А. Текст сквозь призму сложного. СПб.: Политехника-сервис, 2013. 216 с.
Cramer F. Digital code and literary text // Beehive Hypertext / Hypermedia Literary Journal. 2001. Pp. 1-9. URL: http://www.p0es1s.net/poetics/symposion2001/a_cayley.html (Accessed 06.10.2008)
Сhristopher Columbus. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Christopher_Columbus (Accessed 10.12.2019)
Klarer M. An introduction to literary studies. 3d edition. London and New York: Routledge, 2011. 226 p.
Macherey P. A Theory of Literary production. London: Routledge, 2006. 400 p.
The First Voyage of Christopher Columbus. URL: http://latinamericanhistory.about.com/od/latinamericatheconquest/p/Columbusfirst.htm (Accessed 16.11.2019)