16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-4-0-5

Жанр как онтологически нестабильная литературно-художественная форма

Статья посвящена проблеме жанра. Исследуется текст современной французской новеллы, которая подверглась в последние десятилетия радикальным изменениям. Французская новелла носит настолько новый характер, что исследователи определяют ее терминами гибридизация, скрещивание, переход, трансгрессия, гибридный текст, квази-новелла. Обоснованным поэтому представляется вопрос: порождает ли новый жанр или жанр видоизменяется, сохраняя при этом свои основные типологические характеристики? Результаты анализа подтверждают мнение М.М. Бахтина о том, что в настоящее время изменяется диалогизация вторичных жанров. Французская новелла перестраивается и обновляется: текст как целое приобретает иную форму, ее уравновешенная, предельно ясная и логически выверенная структура раскололась на опосредованно связанные части, представляющие собой фотографии, схемы, рисунки и разнообразные шрифты, образующие более и менее связанные тематически блоки. Перфектные грамматические формы, свойственные классической новеллистической форме уступили место презенсным, монологическая составляющая заменяется на диалогическую, что влечет изменение категории читателя.  Текст вводит его как активного агента в событие и предлагает ему вступить в игру. Композиционная структура придает тексту  интерактивный, игровой характер, отвечая запросу времени на общение в игровом формате, что усиливает «партнерский» характер категории читателя, который приобрел свойства соавтора/сорассказчика и качественно изменил наррацию, превратив ее в коммуникацию, что поднимает проблему дефиниции нового вида повествовательной техники. Изучаемый жанр сегодня сохраняет такие свои типологические характеристики, как краткость и рассказ об одном событии, что позволяет рассматривать его как новеллу, но теряет такое существенное для своей типизации свойство, как coup de théâtre, неожиданную развязку, которая всеми теоретиками жанра рассматривается как его краеугольный камень. Для решения данных проблем надо ждать исследований, которые бы показали возможность рассмотрения названных изменений как свободно-творческое переоформление новеллистического жанра или как признание рождения нового художественно-литературного жанра.

Количество просмотров: 1001 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 2809
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: