16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-2

Лексическая плотность как предиктор сложности (на материале учебников по естествознанию и обществознанию)

Постоянно растущая потребность в качественных учебниках и объективной лингвистической экспертизе побуждает исследователей к более интенсивным исследованиям сложности академического дискурса. Представленное исследование имеет целью изучение лексической плотности, трактуемой авторами как эффективный предиктор сложности текста и рассчитываемый соотношением слов знаменательных частей речи к общему количеству слов в тексте. Исследование также нацелено на изучение динамики и корреляции индекса Флеша-Кинкейда (читабельность) с лексической плотностью в текстах 12 учебников по естественным и общественным наукам, преподаваемым в 7–12 классах американских школ. Анализ подтвердил тенденцию сильного положительного роста существительных и прилагательных и снижение количества лексических глаголов во всех учебниках. Суммарное количество наречий меняется незначительно, а вектор его движения зависит от дискурса: в учебниках по обществознанию оно увеличивается, а в учебниках по естественным наукам остается стабильным. Это разнонаправленное движение компонентов в структуре лексической плотности объясняет ее незначительное увеличение в дискурсе естественных и социальных наук по мере их усложнения от 7 к 12 классу. Полученные данные свидетельствуют о повышении сложности дискурса, реализующемся преимущественно в номинализации текста. В статье также обсуждается проблема значимости номинализации для понимания академических текстов. Предлагаемые читателям референтные значения предикторов сложности текста для изучаемых классов и дискурсов могут явиться надежным инструментом при выборе учебных текстов для целевых групп обучающихся. Результаты исследования также могут быть полезны авторам учебников, разработчикам экзаменационных материалов и исследователям дискурса.

Количество просмотров: 1019 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1650
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: