16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-3

Школьный учебный текст в аспекте терминоупотребления: корпусный анализ

В статье излагаются методы и результаты анализа употребления терминологической лексики в современных школьных учебниках на русском языке. Основным материалом исследования является созданный исследовательский корпус, включающий тексты 207 учебников с 5-го по 11-й класс по 21 школьной дисциплине. Традиционный способ автоматического извлечения терминов, основанный на статистических показателях частотности словоупотребления, предлагается усовершенствовать с помощью создания моделей, обученных по алгоритмам Word2Vec, в основе которых лежат идеи дистрибутивной семантики. Применение этих алгоритмов, выражающее в числовом представлении сочетаемостное поведение слов и соответственно степень их семантической близости, позволило: в существенной мере устрожить результаты автоматического выделения терминов, отграничивая от них высокочастотные нетерминологические единицы; осуществить сопоставительную характеристику состава и употребления терминов в учебниках по разным предметам и разных ступеней обучения; проанализировать динамику пополнения терминологических систем внутри учебно-методических комплексов и охарактеризовать терминологические взаимосвязи между учебниками для отдельных классов. При помощи специально созданного корпуса научных статей по тем дисциплинам, которые соответствуют предметам школьного обучения, были выявлены различия в употреблении терминов в школьной и научной сферах, а также (с использованием дистрибутивно-семантической модели, предоставляемой ресурсом RusVectōrēs) в сфере общеупотребительной и научно-популярной речи. Для каждого из отмеченных аспектов анализа обнаружены значимые признаки в функционировании терминов, свойственные отдельным школьным дисциплинам или их группам. Полученные результаты оценивались в том числе в свете положений теории сложности текста и принципов дидактики и методики. Отмечены, в частности, случаи противоречия между показателями сложности текста и его предполагаемой трудности, а также неоднозначный характер взаимодействия меры сложности текста с ключевыми дидактическими началами.

Иллюстрации

Количество просмотров: 976 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1708
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: