Сложность семантического поиска на родном и иностранном языке: анализ движений глаз
В статье обсуждаются актуальные проблемы распознавания слов на родном и иностранном языке. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором русскоязычные и азербайджаноязычные испытуемые должны были решать задачу зрительного семантического поиска и обнаруживать слова русского языка в множественном массиве хаотично расположенных кириллических букв. Слова были спрятаны в буквенной матрице 15х15, они не выделялись пробелами, состояли из 6-7 букв, располагались либо горизонтально, либо вертикально; половина имела в своем составе повторяющиеся буквы, другая половина – нет. Каждая матрица включала в себя 10 слов с подсчитанным индексом эмоциональной валентности и частотности. Регистрировалось количество найденных стимулов и показатели движений глаз. Были выявлены эффекты знания языка, расположения слов в матрице, их частотности и буквенного состава. Слова, горизонтально расположенные, имеющие более высокую частотность и повторяющиеся буквы в своем составе, обнаруживались с большей вероятностью. Установленные закономерности имели сходную величину эффекта для обеих групп. Слабое влияние эмоциональной валентности было установлено только для азербайджаноязычных испытуемых. Показано, что поиск на родном языке был более результативным за счет использования более эффективных стратегий когнитивной обработки. Русскоязычные испытуемые использовали осознаваемо контролируемую стратегию, связанную с затратой ментальных ресурсов, отражающуюся в более длительных фиксациях и коротких саккадах. Азербайджаноязычные испытуемые применяли более хаотичную стратегию, охватывающую большее пространство поиска и реализующуюся за счет удлинения саккад и укорачивания фиксаций. Увеличение сложности задачи (в случае использования более низкочастотных лексем) приводила к изменению стратегий и использованию особых приемов идентификации слов, которые также различались в группах испытуемых.
Иллюстрации
Блинникова И. В., Рабесон М. Д., Блинников Г. Б., Измалкова А. И. Сложность семантического поиска на родном и иностранном языке: анализ движений глаз // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Т. 9. № 1. C. 64-81. DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Арестова О. Н., Муслимзаде П. З.Культурное своеобразие процессов общения (на примере азербайджаноязычных и русскоязычных жителей г. Баку) // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 87–94.
Блинникова И. В., Марченко О. П., Бадалова Ф. Поиск эмоционально окрашенных слов в буквенной матрице // Когнитивное моделирование: Труды Второго Международного форума по когнитивному моделированию / Под ред. В. Д. Соловьева, В. Н. Полякова, С. И. Масаловой. В 2-х частях. 2014. Ч. 1. С. 31–36.
Блинникова И. В., Блинников Г. Б., Бобков А. Н., Алиева А. Э. Кросс-культурные различия в оценках эмоциогенных изображений: Сравнение российской и азербайджанской выборок // Вестник РГГУ. 2021. № 1. С. 15–25. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-28-50
Adelman J. S. (ed.) Visual Word Recognition. Volume 2: Meaning and Context, Individuals and Development. Hove: Psychology Press, 2012. 264 p.
Balota D. A., Spieler D. H. Word frequency, repetition, and lexicality effects in word recognition tasks: Beyond measures of central tendency // Journal of Experimental Psychology: General. 1999. V. 128 (1). P. 32–55. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0096-3445.128.1.32
Blinnikov G., Rabeson M., Blinnikova I. Cross-cultural differences in strategies of complex images visual search // Perception. 2022. V. 51 (Supl.1). P. 42.
Blinnikova I., Izmalkova A. Eye movement evidence of cognitive strategies in SL vocabulary learning// Smart Innovation, Systems and Technologies 2016. V. 57. P. 311–323. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-39627-9_27
Blinnikova I., Rabeson M., Izmalkova A. Eye movements and word recognition during visual semantic search: differences between expert and novice language // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12 (1). P. 129–146. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0110
Craik F. I., Rose N. S., Gopie N. Recognition without awareness: Encoding and retrieval factors // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2015. V. 41 (5). P. 1271–1281. DOI: 10.1037/xlm0000137
Falikman M. Visual search in large letter arrays containing words: Are words implicitly processed during letter search? // Journal of Vision. 2017. V. 17 (10). P. 76. https://doi.org/10.1167/17.10.76
Flusser J., Kautsky J., Šroubek F. Object Recognition by Implicit Invariants // In: W. G. Kropatsch, M .Kampel, A. Hanbury (eds.) Computer Analysis of Images and Patterns: Lecture Notes in Computer Science (4673). Berlin, Heidelberg: Springer, 2007. P. 856-863. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-540-74272-2_106
Gao C., Shinkareva S. V., Peelen M. V. Affective valence of words differentially affects visual and auditory word recognition // Journal of Experimental Psychology: General. 2022. V. 151 (9). P. 2144–2159. https://doi.org/10.1037/xge0001176
Gough P. B. Theoretical models and processes of reading // In: J. F. Kavanagh, I. G. Mattingly (eds.), Language by Ear and by Eye. Cambridge: MIT Press, 1972. P. 661-685.
Grainger J., Dufau S., Ziegler J. C. A Vision of Reading // Trends in Cognitive Sciences. 2016. V. 20 (3). P. 171–179. DOI: 10.1016/j.tics.2015.12.008
Grigorovich S., Blinnikova I., Izmalkova A. Strategies of space scan in the process of visual semantic search // In: S. V. Doloviev, V. N. Poliakov, S. I. Masalova (eds.) Cognitive Modeling. Rostov-on-Don: Southern Federal University Press, 2014. P. 49–53.
Hiebert E.H., Pearson P. D. Understanding Text Complexity: Introduction to the Special Issue // The Elementary School Journal. 2014. V. 115 (2). P. 153–160. https://doi.org/10.1086/678446
Holmqvist K., Andersson R. Eye tracking: A comprehensive guide to methods, paradigms and measures. Lund: Lund Eye-Tracking Research Institute, 2017. 560 p.
Hyönä J., Heikkilä T. T., Vainio S., Kliegl R. Parafoveal access to word stem during reading: An eye movement study // Cognition. 2021. V. 208. Article 104547. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104547
Kinoshita S. Visual word recognition in the Bayesian Reader framework // In: A.Pollatsek, R. Treiman (eds.) Oxford Handbook of Reading. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 63–75. https://psycnet.apa.org/record/2015-46178-005
Klare G. R. Readability. In: P. D. Pearson, R. Barr, M. Kamil, P. Mosenthal (eds.) Handbook of reading research. Volume 1. New York: Longman, 1984. P. 681–744.
Kuperman V., Estes Z., Brysbaert M., Warriner A. B. Emotion and language: Valence and arousal affect word recognition // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. V. 143 (3), P. 1065. DOI: 10.1037/a0035669
Latanov A. V., Anisimov V. N., Chernorizov A. M. Eye movement parameters while reading show cognitive processes of structural analysis of written speech // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. V. 9 (2). P. 129-137. DOI: 10.11621/pir.2016.0210
Leinenger M., Rayner K. What we know about skilled, beginning, and older readers from monitoring their eye movements // In: J. A. León, I. Escudero (eds.) Reading Comprehension in Educational Settings. Amsterdam: John Benjamins, 2017. P. 1–27. DOI: 10.1075/swll.16.01lei
Martin R. C., Tan Y., Newsome M. R., Vu H. Language and Lexical Processing // Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. Amsterdam: Elsevier, 2017. P. 631–643. DOI:10.1016/B978-0-12-809324-5.03078-9
McNamara D. S. (ed.) Reading Comprehension Strategies: Theories, Interventions, and Technologies. New York: Psychology Press, 2007. 536 p.
Norris D. The Effects of Frequency, Repetition and Stimulus Quality in Visual Word Recognition // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1984. V. 36. P. 507–518.
Norris D. Models of visual word recognition // Trends in Cognitive Sciences. 2013. V. 17 (10). P. 517–524. https://doi.org/10.1016/j.tics.2013.08.003
Norris D., Kalm K. Chunking and data compression in verbal short-term memory // Cognition. 2021. V. 208. Article 104534. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104534
Rabeson M., Blinnikova I. Cross-cultural research of strategies and efficiency in visual semantic search // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. V. 94. P. 636–645. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.02.78
Rastle K. Visual Word Recognition // In: G. Hickok, S. L. Small (eds.) Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. 2016. P. 255–264.
Rayner K. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research // Psychological bulletin. 1998. V. 124 (3). P. 372. https://doi.org/10.1037/0033-2909.124.3.372
Rayner K. Eye movements and attention in reading, scene perception, and visual search // The quarterly journal of experimental psychology. 2009. V. 62 (8). P. 1457–1506. DOI: 10.1080/17470210902816461
Schad D. J., Engbert R. The zoom lens of attention: Simulating shuffled versus normal text reading using the SWIFT model // Visual Cognition. 2012. V. 20 (4–5). P. 391–421. https:// doi.org/10.1080/13506285.2012.670143
Schotter E. R., Payne B. R. Eye Movements and Comprehension Are Important to Reading // Trends in Cognitive Sciences. V. 23 (10). P. 811–812. https://doi.org/10.1016/j.tics.2019.06.005
Slavova V. Language, concept formation and child language acquisition – an information modeling approach. Sofia: Academic Publishing House of the Bulgarian Academy of Sciences, 2022. 160 p.
Snell J., Grainger J. Readers Are Parallel Processors. Trends in Cognitive Sciences. 2019. V. 23 (7). P.537–546. https://doi.org/10.1016/j.tics.2019.04.006
Snow C. Reading for Understanding: Toward an R&D Program in Reading Comprehension. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2002. 184 p.
Solovyev V., Solnyshkina M., McNamara D. Computational linguistics and discourse complexology: Paradigms and research methods // Russian Journal of Linguistics. 2022. V. 26 (2). P. 275–316. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30161
Staub A., White S. J., Drieghe D., Hollway E. C., Rayner, K. Distributional effects of word frequency on eye fixation durations // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2010. V. 36 (5). P. 1280–1293. https://doi.org/10.1037/a0016896
Toyama Y., Hiebert E. H., Pearson P. D. An Analysis of the Text Complexity of Leveled Passages in Four Popular Classroom Reading Assessments // Educational Assessment. 2017. V. 22. P. 139–170. https://doi.org/10.1080/10627197.2017.1344091
Velichkovsky B. M., Challis B. H., Pomplun M. Arbeitsgedächtnis und Arbeit mit dem Gedächtnis: Visuell-räumliche und weitere Komponenten der Verarbeitung // Zeitschrift für Experimentelle Psychologie, 1995. V. 42 (4). P. 672–701.
Velichkovsky B. M., Joos M., Helmert J. R., Pannasch S. Two visual systems and their eye movements: Evidence from static and dynamic scene perception // Proceedings of the XXVII conference of the cognitive science society. 2005. P. 2283–2288.
Yap M. J., Balota D. A. Visual word recognition // In: A. Pollatsek. R. Treiman (eds.) The Oxford handbook of reading. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 26–43.
Zelinsky G. J. A theory of eye movements during target acquisition // Psychological Review. 2008. V. 115. P. 787–835. DOI: 10.1037/a0013118