16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-8

Событие текста и метатекста в глазодвигательном поведении импульсивных и рефлективных читателей

Установление факторов, детерминирующих распределение внимания при чтении, является предметом экспериментальных исследований, тестирующих влияние семантических характеристик текста на глазодвигательное поведение читателей и / или их понимание прочитанного. В исследовании анализу подвергаются особенности конструирования события в текстовых и метатекстовых фрагментах пьес как способные оказывать воздействие на изменения глазодвигательного поведения читателей, рефлективных и импульсивных. Для реализации исследования разрабатывается протокол, позволяющий аннотировать особенности конструирования события в текстовых и метатекстовых фрагментах (репликах персонажей и репликах автора в пьесах). Протокол описывает 3 группы характеристик, тип референта, тип действия / состояния, тип перспективы; он верифицирован и применен в поисковом корпусе MultiCORText. В ходе когнитивно-семантического анализа устанавливаются различия в конструировании событий в репликах автора и персонажей. Наиболее значимые различия выявлены в конструировании перспективы; так, роль субъективности в конструировании события снижена в репликах автора. Однако определенные особенности наблюдаются и в других группах, например, в различающейся представленности абстрактного объекта, действия или состояния восприятия или понимания, действия или состояния с указанием локализации в пространстве. В ходе когнитивно-психологического анализа исследуется глазодвигательное поведение импульсивных и рефлективных испытуемых, читающих 5 одностраничных фрагментов пьес, включающих реплики автора и персонажей (126 зон), описываемые протоколом конструирования событий. Были обнаружены значимые различия в глазодвигательном поведении (в продолжительности первой фиксации, максимальной продолжительности фиксации в зоне) у испытуемых с разным когнитивным стилем; при этом наибольшее воздействие особенности конструирования событий оказали на рефлективных читателей. Результаты исследования позволили ранжировать значимость особенностей конструирования события в тексте и метатексте для разных групп читателей. Тем самым полученные результаты развивают положения когнитивной семантики текста и метатекста с помощью инструментария когнитивной психологии.

Количество просмотров: 572 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1010
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: