16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-9

Особенности пропозиций текстов-дериватов в речевом онтогенезе

Порождение речи является сложным процессом, ещё более малоизученным является процесс пересказа прочитанного текста. Предлагаемая работа анализирует соотношение первичного письменного текста и его устных текстов-дериватов, представленных как устные пересказы школьниками 5 класса учебных текстов по обществознанию. Новизна работы заключается в исследовании специфики порождения устных вторичных текстов в онтогенезе. Исследование базируется на научных положениях из области когнитивной лингвистики, онтолингвистики, психолингвистики и дискурсологии. Мы исходим из того, что онтогенетически все вторичные тексты были оформлены подростками, т.е. носителями языка с формирующимся речевым и психическим развитием. Устный корпус нарраций, являющийся материалом изучения, представляет собой языковой ресурс, состоящий из структурированного набора вторичных текстов (297 нарраций), полученных эмпирическим путем. Выявление лингвистических параметров сложности первичных и вторичных текстов производилось с помощью автоматического анализатора сложности текста RuLingva (https://rulingva.kpfu.ru), разработанного научно-исследовательской лабораторией интеллектуальных технологий управления текстами «Текстовая Аналитика» (ТА) Казанского федерального университета. Была разработана авторская модель закономерностей смыслового восприятия письменного текста и его устного воспроизведения с учетом действия когнитивных и психологических процессов, таких как восприятие, память, внимание и мышление. Все тексты-дериваты были классифицированы в несколько групп. Основными критериями классификации были такие показатели как количество воспроизведенных пропозиций. В результате анализа вторичных нарраций школьников младшего подросткового онтогенетического периода  развития описаны глубинные семантические роли, их трансляция и соотношение с глубинными пропозициями первичных учебных текстов, трансформация элементов пропозиций, предполагающая изменения или сохранения плана выражения (синтактика) и плана содержания (актантно-предикатная структура) во вторичных устных нарративных конструкциях.

Количество просмотров: 677 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 946
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: