Спектр ассоциаций к русским абстрактным и конкретным существительным
В статье рассматриваются особенности ассоциаций к существительным с высокой степенью абстрактности и конкретности. Существительные отбирались из созданной базы данных рейтингов абстрактности/конкретности русского языка, ассоциации – из Русского ассоциативного словаря Ю. Н. Караулова. Отметим, что в ряде современных работ отмечается, во-первых, что словесные ассоциации являются одним из основных механизмов, участвующих в обработке языка, во-вторых, ключевая роль абстрактности/конкретности в формировании ассоциаций. В работе приводится статистический анализ по 20-25 ассоциациям к 50 абстрактным и 50 конкретным существительным, 10 наиболее частотных ассоциаций к каждому слову были детально проанализированы и классифицированы на группы по типу отношений со словами-стимулами, также каждая из отобранных ассоциаций была проанализирована на степень абстрактности/конкретности по созданной базе данных, что позволило сделать важные выводы о характере контекста, в которых встречаются абстрактные и конкретные лексемы. Произведённый в работе анализ позволяет выявить особенности абстрактных и конкретных существительных с точки зрения семантической структуры слов, выявить факты пересечения конкретных и абстрактных значений в структуре исследуемых лексем. Более того, исследование позволяет проверить психолингвистическую теорию доступности контекста на материале русского языка статистическими методами. Приведенные в работе выводы на основе языкового материала коррелируют с исследованиями, в которых изучаются нейробиологические механизмы восприятия конкретных и абстрактных слов.
Иллюстрации
Соловьев В. Д., Вольская Ю. А., Ахтямов Р. Б. Спектр ассоциаций к русским абстрактным и конкретным существительным // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Т. 9. № 1. C. 153-173. DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-1-0
Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики включен в научную базу РИНЦ (лицензионный договор № 765-12/2014 от 08.12.2014).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. // Избранные труды: в 2 т. М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. Т.2. 472 с.
Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): 4-е издание. М.: Русский язык, 2001. 639 с.
Вольская Ю. А. Создание базы данных абстрактных и конкретных существительных: вопрос о влиянии инструкций на оценку слов респондентами // Филология и культура. Philology and Culture. 2022. №4 (70). С. 36-43. http://dx.doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-36-43
Гольдин В. Е. Конфигурации ассоциативных полей и языковая картина мира // Язык – сознание – культура – социум: сборник докладов и сообщений Международной научной конференции памяти профессора И. Н. Горелова, Саратов. 2008. С. 147-152.
Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Книга 1. / Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Москва. 1994. – С. 191-218.
Спиридонова Н. Ф. Язык и восприятие: семантика качественных прилагательных: Дис. канд-та филол. наук. М., 2000. 157 с.
Шапошникова И. В. Ассоциативная грамматика и смысл (на примере имени существительного) // Сибирский филологический журнал. 2022. № 1. С. 268-284. http://dx.doi.org/10.17223/18137083/78/19
An aphasia treatment for verbs with low concreteness: a pilot study / Bailey D. J., Nessler C., Berggren K. N., Wambaugh J. L. // American Journal of Speech-Language Pathology. 2020. V. 29 (1). P. 299-318. http://dx.doi.org/10.1044/2019_AJSLP-18-0257
Automated evaluation of text and discourse with Coh-Metrix / McNamara D., Graesser C., Mccarthy P. M., Zhiqiang C. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 289 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511894664
Barsalou W L., Wiemer-Hastings K. Situating Abstract Concepts // Grounding cognition: The role of perception and action in memory, language, and thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 129–163.
Brysbaert M., Warriner A. B., Kuperman V. Concreteness ratings for 40 thousand generally known English word lemmas // Behavior research methods. 2014a. V. 46 (3). P. 904–911. http://dx.doi.org/10.3758/s13428-013-0403-5
Chen S. X., Benet-Martínez V., Ng, J. CK. Does language affect personality perception? A functional approach to testing the Whorfian hypothesis // Journal of Personality. 2014. V. 82 (2). P. 130–143. http://dx.doi.org/10.1111/jopy.12040
Coltheart M. The MRC psycholinguistic database // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1981. № 33. P. 497-505. http://dx.doi.org/10.1080/14640748108400805
Comparative analysis of concreteness abstractness of Russian words / Zhuravkina I., Soloviev V., Lobanov A., Danilov A. // Conference of Open Innovation Association, FRUCT. 2020. P. 464–470. http://dx.doi.org/10.23919/FRUCT48808.2020.9087416
Comprehension of concrete and abstract words in patients with selective anterior temporal lobe resection and in patients with selective amygdalo-hippocampectomy / Loiselle M., Rouleau I., Nguyen D. K., Dubeau F., Macoir J., Whatmough C., Joubert S // Neuropsychologia. 2012. № 50. P. 630-673. http://dx.doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2011.12.023
Concreteness and imagery effects in the written composition of definitions / Sadoski M., Kealy W. A., Goetz E. T., Paivio A. // Journal of Educational Psychology. 1997. V. 89 (3). P. 518–526. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.89.3.518
Concreteness and word production / Hanley J. R., Hunt R. P., Steed D. A., Jackman S. // Memory & Cognition. 2013. № 41. P. 365-377. http://dx.doi.org/10.3758/s13421-012-0266-5
Contextual Characteristics of Concrete and Abstract Words / Frassinelli D., Naumann D., Utt J., Schulte im Walde S. // IWCS 2017-12th International Conference on Computational Semantics. 2017.
Crutch S. J., Jackson E. C. Contrasting graded effects of semantic similarity and association across the concreteness spectrum // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2011. V. 64 (7). P. 1388–1408. http://dx.doi.org/10.1080/17470218.2010.543285
Crutch S. J., Warrington E. K. Abstract and concrete concepts have structurally different representational frameworks // Brain. 2005. V. 128 (3). P. 615–627. http://dx.doi.org/10.1093/brain/awh349
De Deyne S., Storms G. Word associations // The Oxford handbook of the word, New York: Oxford University Press, 2015.
De Groot A. M. Representational aspects of word imageability and word frequency as assessed through word association // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. V. 15 (5). P. 824–845. http://dx.doi.org/10.1037/0278-7393.15.5.824
Dissociable substrates underlie the production of abstract and concrete nouns / Cousins Katheryn A. Q., Ash Sh., Irwin D. J., Grossman M. // Brain and Language. 2017. № 165. P. 45-54. http://dx.doi.org/10.1016/j.bandl.2016.11.003
Effects of language on visual perception / Lupyan G., Abdel Rahman R., Boroditsky L., Clark A. // Trends in Cognitive Sciences. 2020. V. 24 (11). P. 930–944. http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2020.08.005
Hill F., Korhonen A., Bentz Ch. A Quantitative Empirical Analysis of the Abstract/Concrete Distinction // Cognitive science. 2014. V. 38 (1). P. 162–177. http://dx.doi.org/10.1111/cogs.12076
Hoffman P., Lambon Ralph A. M., Rogers T. T. Semantic Diversity: A Measure of Semantic Ambiguity Based on Variability in the Contextual Usage of Words // Behavior Research Methods. 2013. V. 45 (3). P. 718–730. http://dx.doi.org/10.3758/s13428-012-0278-x
Ivanov V., Solovyev V. Automatic generation of a large dictionary with concreteness/abstractness ratings based on a small human dictionary // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. 2022. Preprint. V. 42 (5). P. 4513-4521. http://dx.doi.org/10.48550/arXiv.2206.06200
Mate J., Allen R. J., Baqués J. What you say matters: Exploring visual–verbal interactions in visual working memory // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2012. № 65. P. 395-400. 10.1080/17470218.2011.644798
Mestres-Missé A., Münte T. F., Rodriguez-Fornells A. Mapping concrete and abstract meanings to new words using verbal contexts // Second Language Research. 2014. № 30. P. 191–223. http://dx.doi.org/10.1177/0267658313512668
Naumann D., Frassinelli D., Schulte im Walde S. Quantitative Semantic Variation in the Contexts of Concrete and Abstract Words // Proceedings of the Seventh Joint Conference on Lexical and Computational Semantics. 2018. P. 76–85. http://dx.doi.org/10.18653/v1/S18-2008
Nishiyama R. Dissociative contributions of semantic and lexical-phonological information to immediate recognition // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2013. № 39. P. 642-648. http://dx.doi.org/10.1037/a0029160
Norms of age of acquisition and concreteness for 30,000 Dutch words / Brysbaert M., Stevens M., De Deyne S., Voorspoels W. // Acta psychologica. 2014b. № 150. P. 80–84. http://dx.doi.org/10.1016/j.actpsy.2014.04.010
Paivio A. Dual Coding Theory, Word Abstractness, and Emotion: A Critical Review of Kousta et al. (2011) // Journal of Experimental Psychology: General. 2013. № 142. P. 282-287. http://dx.doi.org/10.1037/a0027004
Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. New York: Oxford University Press, 1986. 322 p.
Pulvermuller F. How neurons make meaning: Brain mechanisms for embodied and abstract-symbolic semantics // Trends in Cognitive Sciences. 2013. № 17. P. 458-470. http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2013.06.004
Qualitative differences in the representation of abstract versus concrete words: evidence from the visual-world paradigm / Duñabeitia J. A., Avilés A., Afonso O., Scheepers C., Carreiras M. // Cognition. 2009. V. 110 (2). P. 284–292. http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2008.11.012
Russian dictionary with concreteness/abstractness indices / Solovyev V. D., Volskaya Y. A., Andreeva M. I., Zaikin A. A. // Russian Journal of Linguistics. 2022. V. 26 (2). P. 515–549. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-29475
Sadoski M. Resolving the effects of concreteness on interest, comprehension, and learning important ideas from text // Educational Psychology Review. 2001. V. 13 (3). P. 263–281. http://dx.doi.org/10.1023/A:1016675822931
Schock J., Cortese M. J., Khanna M. M. Imageability estimates for 3,000 disyllabic word // Behavior Research Methods. 2012. V. 44 (2). P. 374–9. http://dx.doi.org/10.3758/s13428-011-0162-0
Schwanenflugel P. J., Akin C., Luh W.-M. Context availability and the recall of abstract and concrete words // Memory & Cognition. 1992. № 20. P. 96–104. http://dx.doi.org/10.3758/bf03208259
Solovyev V. D., Ivanov V. V., Akhtiamov R. B. Dictionary of Abstract and Concrete Words of the Russian Language: A Methodology for Creation and Application // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. № 10. P. 215 – 227. http://dx.doi.org/10.22055/RALS.2019.14684
Spreen O., Schulz R. W. Parameters of abstraction, meaningfulness, and pronunciability for 329 nouns // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1966. № 5. P. 459-468. http://dx.doi.org/10.1016/S0022-5371(66)80061-0
Text Complexity and Abstractness: Tools for the Russian Language / Solovyev V., Solnyshkina M., Andreeva M., Danilov A., Zamaletdinov R. // Proceedings of the International Conference “Internet and Modern Society”. 2020. P. 75-87.
The “Small World of Words” English word association norms for over 12,000 cue words / De Deyne S., Navarro D. J., Perfors A., Brysbaert M., Storms G. // Behavior Research Methods. 2019. V. 51 (3). P. 987–1006. http://dx.doi.org/10.3758/s13428-018-1115-7
The challenge of abstract concepts / Borghi A. M., Binkofski F., Castelfranchi C., Cimatti F., Scorolli C., Tummolini L. // Psychological Bulletin. 2017. № 143. P. 263–292. http://dx.doi.org/10.1037/bul0000089
The nature of word associations in sentence contexts / Planchuelo C., Buades-Sitjar F., Hinojo J. A., Duñabeitia J. A. // Experimental Psychology. 2022. V. 69 (2). P. 104-110. http://dx.doi.org/10.1027/1618-3169/a00054
The representation of abstract words: Why emotion matters / Kousta S. T., Vigliocco G., Vinson D., Andrews M., Del Campo E. // Journal of Experimental Psychology: General. 2011. № 140. P. 14–34. http://dx.doi.org/10.1037/a0021446
The roles of word concreteness and cognitive load on interhemispheric processes of recognition / Oliveira J., Perea M. V., Ladera V., Gamito P. // Laterality. 2013. V. 18 (2). P. 203-215. http://dx.doi.org/10.1080/1357650X.2011.649758
Volskaya Y. A., Zhuravkina I. S., Lobanov A. P. Dictionary of abstract the words of the Russian language: Nouns with high numerical measure of abstractness // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. № 9. P. 2398–2405. https://doi.org/10.6000/1929-4409.2020.09.290
Xu X., Li J. Concreteness/abstractness ratings for two-character Chinese words in MELD-SCH. PLoS ONEО. 2020. V. 15 (6). http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0232133
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-312-90041.