16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2024-10-1-0-7

Лингвистическое профилирование текста: приключенческая повесть vs. учебник

В статье тестируется гипотеза о том, что присущие жанру количественные лингвистические параметры немногочисленны, и каждый из них имеет строго определенный диапазон значений. Представленное исследование как часть единого проекта направлено на контрастивный анализ лингвистических параметров учебных и художественных текстов. Выборку исследования составили школьные учебники по истории и обществознанию и приключенческие повести. При помощи профайлера RuLingva[1] мы осуществили расчеты 18 жанровых переменных, выявили их средние значения, а затем, использовав H-критерий Крускала-Уоллиса, оценили их значимость для классификации приключенческих и учебных текстов по истории и обществознанию. Результаты показывают, что наиболее значительные различия обнаружены в длине предложения, количестве имен существительных в родительном падеже, количестве глаголов будущего времени, коэффициенте отношения глаголов и существительных, условно называемом «нарративностью», частотности. Все выявленные параметры имеют статистически значимые различия. Три из этих параметров (длина предложения, родительный падеж существительного и «нарративность») имеют не пересекающиеся «жанрово-ориентированные» диапазоны значений для (а) учебников истории и обществознания для 8 и 9 классов и (б) приключенческих повестей. Учитывая, что от целевой читательской аудитории приключенческих повестей ожидается не высокий уровень профессиональной подготовки, а преимущественно логические навыки, относительная стабильность читабельности приключенческих повестей, соответствующая индексу FKGL=8-9, может рассматриваться как присущая данному жанру особенность. Наши результаты подтверждают, что включение индексов сложности текста улучшает качество жанровой классификации. Перспектива развития предлагаемого подхода видится в установлении диапазонов метрик выявленных параметров для текстов других жанров и предметных областей.

Количество просмотров: 81 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 160
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: