16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2024-10-2-0-6

Отбор многословных выражений на основе корпусных источников и экспертной оценки: обновление языкового содержания РКИ

Статья описывает опыт создания с опорой на корпусные данные списка наиболее педагогически ценных многословных выражений для задач преподавания русского языка иностранным учащимся. Современные лингвистические и когнитивные исследования показывают, что наша речь шаблонизирована, во многом состоит из устойчивых сегментов. Этот факт подкрепляется и лингводидактической идеей обучения не изолированным языковым единицам, а их комплексам разной природы. Однако отбор и ранжирование по уровням языкового владения многословных выражений ограничивается трудностью их автоматизированного выделения из корпуса текстов и подсчетом частотности, а также разногласиями в определении границ многословных выражений, их лингвистической природы и терминологии. В данной статье описывается опыт компиляции списка многословных выражений фиксированного типа из разных источников: двух типов существующих уровневых списков РКИ, наиболее частотных n-gram корпуса текстов из учебников РКИ RuFoLa, корпуса интернет-текстов Russian Web, а также списка дискурсивных формул проекта «Прагматикон». В качестве меры определения языкового уровня многословного выражения используется мера максимальной Delta на основе информации о частотности выражения в корпусе учебных текстов для иностранных учащихся, эффективность которой затем проверяется множественной оценкой экспертов. Получившийся список многословных выражений содержит 1645 вхождений, распределенных по уровням шкалы CEFR от А1 до С1. Полученная версия списка внедрена в систему автоматического анализа сложности текста для изучающих РКИ и может быть полезна широкому кругу профильных специалистов при создании учебного контента. Предложенная мера максимальной Delta показала высокую степень совпадения с оценками уровня экспертами на уровнях A1-B1, что говорит о целесообразности дальнейшего изучения её потенциала для смежных прикладных задач и задач отбора языкового содержания на материале других языков.

Иллюстрации

 

Количество просмотров: 10 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 19
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: