16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2024-10-3-0-3

Рецептивно-продуктивная деятельность субъектов непрофессионального интернет-дискурса

В работе исследуется непрофессиональный интернет-дискурс, порождаемый авторами интернет-комментариев. Он рассматривается сквозь призму категорий интенциональности, как характеристики текста, обладающего способностью выражать то или иное намерение его автора, и коммуникативных интенций, реализуемых личностью, которая выполняет две коммуникативные роли: читателя и автора одновременно. Произведенная выборка текстов демонстрирует, что в интернет-комментировании непрофессиональная личность в пределах одной текстовой единицы реализует и рецепцию, и продукцию. Реализация этих глобальных интенций непрофессионального интернет-дискурса осуществляется на разных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Анализ текстовых маркеров рецептивных и продуктивных интенций позволяет установить закономерности в их реализации через три основных модели: сцепление, диффузия и наложение. При порождении текста по модели «сцепление» авторы комментариев преимущественно последовательно и эксплицитно демонстрируют переход от рецепции к продукции, на что указывают дискурсивные слова, синтактическая организация текста интернет-комментария. Более сложным вариантом реализации рецепции и продукции в пределах одного интернет-текста является модель «диффузия». Здесь рецепция и продукция реализуются одновременно, за счет тесно переплетающихся в тексте маркеров реакции и продукции на уровнях синтаксиса, семантики и прагматики. Рецепция устанавливается на уровне нелинейных связей текста и семантико-прагматических характеристик интернет-комментария. В третьем варианте происходит реализация рецепции и продукции с помощью одних и тех же текстовых средств. Поэтому указанная модель получает название «наложение». В интернет-комментариях, где наблюдается наложение, рецептивно-продуктивная деятельность непрофессиональной личности эксплицируется на уровне вертикальных связей текста и его контекстуальных характеристик. Количественный анализ текстовых типов по выделенным критериях показывает, что в русскоязычном дискурсе наиболее распространенный вариант реализации рецепции и продукции – сцепление. В англоязычном дискурсе чаще представлена модель диффузии. В целом двойной коммуникативный статус авторов интернет-комментариев выявлен в 19.5 % англоязычных текстов и 27.4 % русскоязычных текстов. В перспективах исследования проведение лонгитюдного экспериментального исследования интенциональности непрофессионального интернет-дискурса.

Иллюстрации

Количество просмотров: 155 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 278
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: