Рецептивно-продуктивная деятельность субъектов непрофессионального интернет-дискурса
В работе исследуется непрофессиональный интернет-дискурс, порождаемый авторами интернет-комментариев. Он рассматривается сквозь призму категорий интенциональности, как характеристики текста, обладающего способностью выражать то или иное намерение его автора, и коммуникативных интенций, реализуемых личностью, которая выполняет две коммуникативные роли: читателя и автора одновременно. Произведенная выборка текстов демонстрирует, что в интернет-комментировании непрофессиональная личность в пределах одной текстовой единицы реализует и рецепцию, и продукцию. Реализация этих глобальных интенций непрофессионального интернет-дискурса осуществляется на разных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Анализ текстовых маркеров рецептивных и продуктивных интенций позволяет установить закономерности в их реализации через три основных модели: сцепление, диффузия и наложение. При порождении текста по модели «сцепление» авторы комментариев преимущественно последовательно и эксплицитно демонстрируют переход от рецепции к продукции, на что указывают дискурсивные слова, синтактическая организация текста интернет-комментария. Более сложным вариантом реализации рецепции и продукции в пределах одного интернет-текста является модель «диффузия». Здесь рецепция и продукция реализуются одновременно, за счет тесно переплетающихся в тексте маркеров реакции и продукции на уровнях синтаксиса, семантики и прагматики. Рецепция устанавливается на уровне нелинейных связей текста и семантико-прагматических характеристик интернет-комментария. В третьем варианте происходит реализация рецепции и продукции с помощью одних и тех же текстовых средств. Поэтому указанная модель получает название «наложение». В интернет-комментариях, где наблюдается наложение, рецептивно-продуктивная деятельность непрофессиональной личности эксплицируется на уровне вертикальных связей текста и его контекстуальных характеристик. Количественный анализ текстовых типов по выделенным критериях показывает, что в русскоязычном дискурсе наиболее распространенный вариант реализации рецепции и продукции – сцепление. В англоязычном дискурсе чаще представлена модель диффузии. В целом двойной коммуникативный статус авторов интернет-комментариев выявлен в 19.5 % англоязычных текстов и 27.4 % русскоязычных текстов. В перспективах исследования проведение лонгитюдного экспериментального исследования интенциональности непрофессионального интернет-дискурса.
Иллюстрации
Савельева И. В., Мельник Н. В. Рецептивно-продуктивная деятельность субъектов непрофессионального интернет-дискурса // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2024. Т. 10. № 3. C. 42-69.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1981. Т. 40. № 4. С. 356–367.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391.
Болотнов А. В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: Дисc. ... д-ра филол. н. Томск, 2015. 405 с.
Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. 615 с.
Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 172 с.
Дейк Т. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. Е. А. Кожемякина, Е. В. Переверзева, А. М. Аматова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 344 с.
Дускаева Л. Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста: онтология и структура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 2. С. 253–260.
Иванова И. Векторная вариативность и характер реакций читателей на сообщения в онлайн-медиа // Медиалингвистика. 2023. № 10 (1). С. 27–46. DOI: 10.21638/spbu22.2023.102
Каминская Т. Л. Автор и адресат в современных медиатекстах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 2-2. С. 314–319.
Ким Л. Г., Голев Н. Д. Об отношениях адресата, автора и текста в парадигме лингвистического интерпретационизма // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. С. 144–153.
Ким Л. Г. Единицы описания интерпретационного функционирования текста в пространстве адресата // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1 (49). С. 186–190.
Клушина Н. И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000–2008 гг.): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 2008. 57 с.
Ковалевская Н. И. Цифровое чтение: формирование нового типа читателя // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 159–165. DOI: 10.52065/2520-6729-2022-255-1-159-165
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Пер. с франц. Г. К. Косикова, Б. П. Нарумова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 656 с.
Лукина М. М. Новая жизнь старых газет: как пресса приспосабливается к новому читателю // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. № 3. С. 52–59.
Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. 250 с.
Мельник Н. В., Савельева И. В. Лингвоперсонологические стратегии восприятия текста (на материале интернет-комментариев к политическим статьям) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4 (72). С. 197–204. DOI:10.21603/2078-8975-2017-4-197-204
Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия: монография. М.: Либроком, 2008. 256 с.
Проблема легитимизации в политическом дискурсе: лингвоперсонологический аспект: коллективная монография. Под ред. Мельник Н. В. М.: Издательство «Перо», 2021. 176 с.
Пром Н. А. Типы адресата в медиадискурсе // Медиалингвистика. 2020. Т. 7 (1). № 1. С. 95-103. DOI: 10.21638/spbu22.2020.108
Путина О. Н., Балакин С. В. Речевая коммуникация: прагматический аспект // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. №1. С. 4-9.
Романтовский А. В. Нарративизация в жанре интернет-комментария при общении в социальных сетях // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 1. С. 155–170. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).155-170
Савельева И. В. Механизмы легитимизации в медиадискурсе (на материале интернет-СМИ) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019. Т. 18. № 6. С. 188–198. DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-6-188-198
Савельева И. В. Непрофессиональный политический дискурс: лингвопрагматический и лингвоперсонологический аспекты: монография. Санкт-Петербург: Издательство «Наукоемкие технологии», 2021. 139 с.
Цветова Н. С. Категория автора в интенциональном поле медиатекста // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012. С. 17–23.
Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995–2000): монография. Екатеринбург, 2000. 279 с.
Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998. URL: https://studfile.net/preview/1714056/ (дата обращения: 12.03.2024).
Cap P. Towards the proximization model of the analysis of legitimization in political discourse // Journal of Pragmatics. 2008. № 40. Pp. 17–41. DOI: 10.1016/j.pragma.2007.10.002
Creeber G., Royston M. Digital Culture: Understanding New Media. McGraw-Hill Education (UK), 2008. 224 p.
Domingo D. Participatory journalism practices in the media and beyond: an international comparative study of initiatives in online newspapers / Domingo D., Quandt T., Heinonen A., Paulussen S., Singer J. B., Vujnovic M. // Journalism Practice. 2008. № 2 (3). Pp. 326-342. DOI:10.1080/17512780802281065
Fetzer A., Lauerbach G. E. Political Discourse in the Media: Cross-cultural perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2007. 393 p. DOI:10.1075/PBNS.160
McCombs M. E. A look at agenda-setting: Past, present and future // Journalism Studies. 2005. № 6. P. 543–557. DOI:10.1080/14616700500250438
Tsfati Y. Uses and perceptions of political media // Political Communication: Handbooks of Communication Science / Reinemann C. (Ed.). V. 18. Berlin: de Gruyter, 2014. Pp. 489–506. DOI:10.1515/9783110238174.489
Verschueren J. Understanding pragmatics. London: Edward Arnold / New York: Oxford University Press,1999. 309 p.
Wall M. Mapping Citizen and Participatory Journalism: In newsrooms, classrooms and beyond // Journalism Practice. 2017. № 11 (2–3). Pp. 134–141. DOI:10.1080/17512786.2016.1245890
Wettstein M., Wirth, W. Media Effects: How Media Influence Voters // Swiss Political Science Review. 2017. № 23 (3). Pp. 262–269. DOI:10.1111/spsr.12263
Wojcieszak M.., Mutz D. C. Online Groups and Political Discourse: Do Online Discussion Spaces Facilitate Exposure to Political Disagreement? // Journal of Communication. 2009. № 59 (1). Pp. 40–56. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2008.01403.x