Метафорическое конструирование и его влияние на глазодвигательное поведение у читателей с разным объемом рабочей памяти
Одной из актуальных проблем лингвистики является инструментальная оценка проявлений языковой креативности. Целью настоящей работы становится экспериментальное установление значимости конструирования, когнитивного и лингвистического, для глазодвигательного восприятия окказиональных и конвенциональных метафор людьми с разным объемом рабочей памяти. Гипотеза исследования заключается в том, что характеристики глазодвигательного поведения сопряжены не столько с разными типами метафор, сколько с особенностями метафорического конструирования. Верификации подвергаются когнитивные параметры конструирования референта, события и перспективы, а также лингвистические параметры графо- и морфологического, лексического и синтаксического конструирования. Результаты регрессионного анализа позволили установить ряд параметров – предикторов изменения глазодвигательного поведения в двух группах испытуемых. Так, для испытуемых с бόльшим объемом рабочей памяти отсутствие динамики события существенно увеличивает глазодвигательную нагрузку при восприятии метафор; для испытуемых с меньшим объемом рабочей памяти таких параметров намного больше, это синтаксическое фокусирование, наличие синонимов в ближайшем контексте, спонтанное событие, отсутствие динамики события, и др. Установлены и параметры, которые снижают глазодвигательную нагрузку; так, для испытуемых с меньшим объемом рабочей памяти это параметры телесного конструирования, динамического события, наличие интенсификаторов в пре-позиции; представители данной группы фокусируются на лингвистических особенностях конструирования, возможно, таким образом им легче конструировать метафорические образы.
Киосе М. И., Измалкова А. И., Харламова Т. Г. Метафорическое конструирование и его влияние на глазодвигательное поведение у читателей с разным объемом рабочей памяти // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2022. Т. 8. № 3. C. 67-86. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-3-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Список использованной литературы появится позже.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-012-00370 «Гетерогенность текста и факторы ее успешной интерпретации читателем» в Московском государственном лингвистическом университете.