Исследование динамики ментального лексикона по данным свободного ассоциативного эксперимента
Изучение ментального лексикона как динамической структуры, определяющей процесс продуцирования речи, является одной из актуальных задач психолингвистики. Материалом исследования послужили данные русского ассоциативного словаря и результаты свободного ассоциативного эксперимента 2020 г., отраженные в проекте мультилингвального ассоциативного тезауруса вежливости. Сопоставительный анализ ассоциативных полей, сформированных в разные периоды времени, был применен с целью выявления динамики речевого действия. В соответствии с теорией речевой деятельности соотношение «стимул – реакция» рассматривается как речевое действие, важными составляющими которого являются способы и средства предицирования. К способам предицирования относятся смысловое, семантическое и поверхностное синтаксирование как операции продуцирования речи. Средствами предицирования являются вербальные реакции, от типологии которых зависит характер предикации. Специфика распределительной активации личностного смысла проявляется в понятийных реакциях, реакциях-представлениях, эмоционально-оценочных ассоциатах и операциональных реакциях. В работе показано, что в ментальном лексиконе произошли значительные изменения. Доминирование языковых ориентиров при образовании ассоциативной связи характерно для речевых действий, зафиксированных в русском ассоциативном словаре, поскольку операциональные реакции составляют большую часть структуры ассоциативного поля. По данным эксперимента 2020 г. выявлено преобладающее количество понятийных реакций, что свидетельствуют о доминировании когнитивных ориентиров. Изменился характер реакций-представлений: ассоциаты культурологического плана практически отсутствуют, а большинство реакций акцентируют визуальную модальность. Анализ способов предицирования позволил уточнить выявленную тенденцию изменения доминирующих ориентиров, формирующих ассоциативные связи. Экспериментально установлено, что доля речевых действий полного цикла синтаксирования сократилась по сравнению с данными русского ассоциативного словаря на 24%, а речевых действий «топик – коммент» формата, не предполагающих операций семантического и поверхностного синтаксирования, стало на 27% больше. Эти результаты говорят о стремлении к упрощению и минимизации энергетических затрат в процессе речепроизводства, а также подтверждают изменения, произошедшие в моделируемом фрагменте ментального лексикона.
Иллюстрации
Степыкин Н. И., Багана Ж., Слободова Новакова К., Фуникова С. В. Исследование динамики ментального лексикона по данным свободного ассоциативного эксперимента // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Т. 9. № 2. C. 19-33. DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-2-0-2
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967–2005 // Вопросы психолингвистики. 2007. № 6. С. 13–27.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
Залевская А. А. Психолингвистические проблемы семантики слова. Калинин: Изд-во Калининского гос. университета, 1982. 80 с.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
Пищальникова В. А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. No 3. С. 749–761. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-3-749-761
Седых А. П., Эмануэль В., Куган Е. И. Языковая и культурная идентичность: эпистемологический обзор // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2022. Т. 8. № 3. C. 20–37. DOI: 10.18413/2313-8912-2022-8-3-0-2
Степыкин Н. И. Ассоциативное поле вежливый: динамика психологически актуального содержания в лексиконе индивида // Science for Education Today. 2020. № 2. С. 151–166. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.10
Степыкин Н. И. Динамика способов предицирования в структуре речевого действия (по материалам проекта «Мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости») // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 6. С. 86–92. http://dx.doi.org/10.52070/2542-2197_2022_6_861_86
Aitchison J. Words in the mind: an introduction to the mental lexicon. London: Blackwell, 2003. 229 p.
Bates E., Goodman J. C. On the inseparability of grammar and the lexicon: evidence from acquisition, aphasia and real-time processing // Language and cognitive processes. 2000. Vol. 12. P. 507–584. http://dx.doi.org/10.1080/016909697386628
Bender de Sousa L., Gabriel R. Does the mental lexicon exist? // Revista de Estudos da Linguagem. 2015. V. 23. N. 2. P. 335–361. http://dx.doi.org/10.17851/2237-2083.23.2.335-361
Carter R. Vocabulary: applied linguistic perspectives. New York: Routledge, 1998. 320 p. https://doi.org/10.4324/9780203124659
Cramer P. Word association. New York: Academic Press, 1968. 274 p.
De Deyne S., Storms G. Word associations: Network and semantic properties // Behavior Research Methods. 2008. V. 40. P. 213–231. http://dx.doi.org/10.3758/BRM.40.1.198
Dell G. S. A spreading activation theory of retrieval in language production // Psychological Review. 1986. V. 93. P. 283–321.
Elman J. L. On the meaning of words and dinosaur bones: lexical knowledge without a lexicon // Cognitive Science. 2009. V. 33. P. 547–582. http://dx.doi.org/10.1111/j.1551-6709.2009.01023.x
Elman J. L. An alternative view of the mental lexicon // Trends in Cognitive Sciences. 2004. V. 8. P. 301–306. http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2004.05.003
Fitzpatrick T. Word association patterns: unpacking the assumptions // International Journal of Applied Linguistics. 2007. V. 17. P. 319–331. http://dx.doi.org/10.1111/j.1473-4192.2007.00172.x
Harris M., Coltheart M. Language processing in children and adults: an introduction. London: Routledge and Kegan Paul, 1986. 274 p.
Hillis A. E. The organization of the lexical system // The Handbook of Cognitive Neuropsychology: what deficits reveal about the human mind. Philadelphia: Psychology Press, 2001. P. 185–210.
Kent G. H., Rosanoff A. J. A Study of Association in Insanity // American Journal of Insanity. 1910. V. 67. P. 37–96.
Levelt W. J. M. Speaking: From Intention to Articulation. Massachusetts: MIT Press, 1989. 584 p.
Levelt W. J. M. Spoken word production: a theory of lexical access // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2001. V. 98. P. 13464–13471. http://dx.doi.org/10.1073/pnas.231459498
Mcclelland J. L., Rumelhart D. E. An interactive activation model of context effects in letter perception: Part 1. An account of basic findings // Psychological Review. 1981. V. 88. P. 375–407.
Morsella E., Miozzo M. Evidence for a Cascade Model of Lexical Access in Speech Production // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2002. V. 28. N. 3. P. 555–563. http://dx.doi.org/10.1037//0278-7393.28.3.555
Nelson D. L., McEvoy C. L., Schreiber T. A. The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers, 2004. V. 36, P. 402–407. http://dx.doi.org/10.3758/BF03195588
Okamoto J., Ishizaki S. Construction of associative concept dictionary with distance information, and comparison with electronic concept dictionary // Journal of Natural Language Processing 2001. V. 8. P. 37–54. http://dx.doi.org/10.5715/jnlp.8.4_37
Postman L., Keppel G. Norms of Word Association. New York and London: Academic Press, 1970. 943 p.
Pulvermüller F. Words in the brain’s language // Behavioral and Brain Sciences. 1999. V. 22, P. 253–279.
Roux P. Words in the Mind: Exploring the relationship between word association and lexical development // Polyglossia. 2013. V. 24. P. 80–91.
Seidenberg M. S. Language acquisition and use: learning and applying probabilistic constraints // Science. 1997. V. 275. P. 1599–1603. http://dx.doi.org/10.1126/science.275.5306.1599
Seidenberg M. S., Mcclelland J. L. A distributed, developmental model of visual word recognition and naming // Psychological Review. 1989. V. 96. P. 523–568. http://dx.doi.org/10.1037//0033-295X.96.4.523
Schwartz M. F. Theoretical analysis of word production deficit in adult aphasia // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B. 2018. V. 369. P. 1–10. http://dx.doi.org/10.1098/rstb.2012.0390
Teichmann M. Mental lexicon without semantics / Teichmann M., Turc G., Nogues M., Ferrieux S., Dubois B. A. // Neurology. 2012. V. 79. P. 606–607. http://dx.doi.org/10.1212/WNL.0b013e3182635749
Ullman M. T. The biocognition of the mental lexicon // The Oxford Handbook of Psycholinguistics. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 267–286. http://dx.doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198568971.013.0016