Фреймовый анализ как метод построения медиакартины города
Статья написана в русле когнитивной лингвистики, анализа дискурса и теории фрейма. Фрейм рассматривается как глубинная концептуальная структура, в которой содержится информация об окружающем мире. Передача этой информации происходит посредством языка с помощью отдельных слов, предложений, целых текстов. Данный процесс называют активизацией фрейма. Разъясняется соотношение близких понятий «фрейм» и «концепт». В ходе лингвистического анализа медиатекстов делается попытка представить типологию из шести содержательных макрофреймов, составляющих медиакартину отдельного города. Полученную классификацию можно назвать тематической. Материал исследования обусловлен интересом к позиционированию города именно в федеральных СМИ, так как результаты позволяют представить общий образ города у широкой аудитории. В ходе работы нами был составлен корпус специального назначения, в который вошли 9500 отобранных новостных текстов за последние двадцать лет, что помогло получить достаточно устойчивую медиакартину. На основе рассмотренных медиатекстов заключается, что позиционирование города представляет собой акцентированную идеологическую коммуникацию, реализующую скрытое и несильное речевое воздействие, в которой имеет место такой способ лингвистического конструирования действительности как фрейминг. Фреймирование социальных проблем осуществляется с помощью широкого спектра лингвистических средств: лексемы с положительной и отрицательной коннотацией, устойчивые выражения, метафоры, эпитеты, синтаксические конструкции, образные средства и стилистические приемы разных языковых уровней. В ходе анализа полученных фреймов раскрывается сущность проблемы, устанавливаются причины, дается оценка и предлагаются возможные пути решения. В результате фреймирования социальных проблем города конструируются определенные системы значений и образы, которые описываются в работе. Помимо актуальности в лингвистике, фреймовый анализ городской среды представляется перспективным направлением совершенствования журналистики как социального института.
Новикова А. М. Фреймовый анализ как метод построения медиакартины города // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т.7, N3. C. 28-39. DOI:
10.18413/2313-8912-2021-7-3-0-3
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Болдырев H.H. Концептуальные структуры и языковые значения // Филология Культура. Материалы международной конференции. Тамбов, 1999. С. 62-69.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2019. 264 с.
Жаботинская С. А. Концептуальный анализ: типы фреймов // Когнитивная семантика. Материалы второй междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. Ч. 2. С. 10-13.
Кушнерук С. Л. Закон и порядок как социальная проблема в дискурсе городского издания // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики Том 7, Выпуск №1, 2021.С. 33-48.
Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов и понятий. Изд. 6-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2016. 610с.
Ardila J. A. G. Impoliteness as a rhetorical strategy in Spain's politics // Journal of Pragmatics. 140, 2019. Pp. 160-170.
Benford R. D., Snow D. A. Framing processes and social movements: An overview and assessment // Annual Review of Sociology. 26, 2000. Pp. 611-639.
Boydstun, A. E., Card, D., Gross, J. H., Resnik, P., Smith, N. A. Tracking the development of media frames within and across policy issues. Working Paper. 2014. Pp. 1-25.
Dynel M. Desperately seeking intentions: Genuine and jocular insults on social media// Journal of Pragmatics. 179, 2021. Pp. 26-36.
El-Nawawy M., Elmasry M.H. Valuing victims: A comparative framing analysis of the Washington Post's coverage of violent attacks against Muslims and Non-Muslims // International Journal of Communication. 11, 2017. Pp. 1795-1815.
Entman R. M. Framing: Toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 43(4), 1993. Pp. 51-58.
Goffman E. Frame analysis: An essay on the organization of experience. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. 586p.
Han J., Sun S., Lu Y. Framing climate change: A content analysis of Chinese mainstream newspapers from 2005 to 2015 // International Journal of Communication. 11, 2017. Pp. 2889-2911.
Krzyzanowski M., Tucker J.A. Re/constructing politics through social & online media: Discourses, ideologies, and mediated political practices // Journal of Language and Politics. 17(2), 2018. Pp. 141-154.
McKay F. A stairheid rammy: Female politicians and gendered discourses in the Scottish press // Journal of Language and Politics. 19(1), 2020. Pp. 30-47.
Novikova A.M. Reflection Of Post-Truth Politics In The Mirror Of The British Political Interview// European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: Post mass media in the modern informational society "Journalistic text in a new technological environment: achievements and problems”. LXVI, 2019. Pp. 238-244.
Tao Y. Who should apologise: Expressing criticism of public figures on Chinese social media in times of COVID-19 // Discourse and Society. May, 2021.
Tavassoli F., Jalilifar A., White P.R.R. British newspapers’ stance towards the Syrian refugee crisis: An appraisal model study // Discourse and Society. 30(1), 2019. Pp. 64-84.
The official site of City of Columbia. URL: https://www.columbiasc.net/ (Accessed 5 March 2021).
The official site of Daily News. URL: https://www.nydailynews.com/ (Accessed 15 April 2021).
The official site of The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/ (Accessed 3April 2021).
The official site of The Wall Street Journal. URL: https://www.wsj.com/ (Accessed 26 April 2021).
The official site of USA Today. URL: https://www.usatoday.com/ (Accessed 5May 2021).
Tincheva N. “Brexit means…”: UK vs. Continental online-mediausers and English-language metaphoric conceptualizations // Journal of Language and Politics. 18(6), 2019. Pp. 848-869.
Vreese Claes H. News framing: Theory and typology // Information Design Journal. 13(1), 2005. Pp. 51-62.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740004 («Медийная репрезентация социальных проблем городской среды: конструирование систем значений»).