16+
DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-4

Типология учебников русского языка на основе ReaderBench: уровневый и тематический подходы

Учебник является важным образовательным ресурсом для чтения в классе и самостоятельной работы, а качество учебных материалов определяет весь учебный процесс. Одним из наиболее важных факторов, которые следует учитывать, является их удобочитаемость и понятность. Поэтому правильное сочетание сложности учебника и уровня компетентности учащихся имеет первостепенное значение. В данной статье анализируются автоматизированные методы классификации русскоязычных учебников по двум измерениям, а именно по теме текста и его сложности, отражаемой соответствующим школьным уровнем (классом). Корпус исследования – 154 учебника, используемых для обучения в 2 – 11 классах Российской Федерации. Исследование осуществлено на основе методов машинного обучения с использованием индексов сложности текста, рассчитываемых при помощи многоязычной платформы с открытым исходным кодом ReaderBench и классификационными моделями на основе BERT. Кроме того, мы изучаем наиболее предиктивные функции ReaderBench в сочетании с контекстуальными вложениями от BERT. Наши результаты доказывают, что включение индексов сложности текста улучшает эффективность классификации моделей на основе BERT в нашем наборе данных, разделенном с использованием двух стратегий. В частности, показатель F1 для классификации по темам улучшился до 92,63 %, а показатель F1 для классификации по уровням обучения (классам) улучшился до 54,06 % для жадного алгоритма, при котором несколько смежных абзацев считаются единым текстовым блоком до тех пор, пока не будет достигнута максимальная длина абзаца, 512 токенов, для изучаемой языковой модели.

Количество просмотров: 598 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1261
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: